Оглавление

По мере окончания вооружения клиперы "Стрелок", "Пластун" и "Джигит" выходили на Соломбальский рейд. 27 июля отряд перешел за бар и 29 июля снялся с якоря для следования по назначению. Командующий отрядом, находясь на портовой шкуне "Полярная Звезда", так описывал выход отряда: "... свежий топсельный ветер, при значительном волнении, обнаружил превосходные качества клиперов; шкуна, державшаяся на ветре "Разбойника" и бывшая доселе за малыми парусами отряда впереди, мгновенно обойдена с наветра, хотя ход ее по лагу доходил до 7½ узла ...". Совершив без достойных внимания происшествий переход под парусами вокруг Скандинавии, клиперы отряда 7-8 сентября стали на якорь на Большом Кронштадтском рейде. На "Джигите" были доставлены в частях его паровые котлы.

Тем временем на клиперах "Опричник", строившимся на втором от севера эллинге Большого адмиралтейства и "Наездник" - на эллинге Среднего адмиралтейства велась установка механизмов, а в мастерской - сборка паровых котлов. 14 июля оба клипера были спущены на воду с 1200 пудами балласта (ок. 20 т) и главными частями механизма ...". Клипер "Опричник" строил поручик В.П. Василевский, за которым наблюдал штабс-капитан П.К. Митрофанов. "Наездник" строил штабс-капитан П.К. Митрофанов. Эти два клипера были первыми виковыми судами, которые в Архангельском адмиралтействе сошли на воду с установленными механизмами. Сразу после спуска на кораблях начались работы по установке паровых котлов, предварительно испытанных водою, давлением 120 фунт на кв. дюйм (0,84 МПа), и монтажу трубопроводов. Работы велись днем и ночью и закончились к 15 августа. В тот же день была произведена первая проба машины клипера "Опричник". В качестве топлива употреблялся антрацит. На другой день произвели вторую пробу. Испытания показали, что машины исправны, собраны и установлены правильно, но тяга и горение топлива слабое. Пар в котлах поднимался до 45 фунтов (0,32 МПа), но с пуском машины в ход давление падало до 10 фунтов (0,07 МПа). Машина начинала действовать при давлении пара в 8 фунтов (0,056 МПа). 25 августа клиперы, имея полный запас угля, вышли в море и взяли курс на Соловецкие острова. Плавание преследовало цель произвести пробу в большем объеме, а также ближе ознакомиться с управлением машиною и котлами, что на новых судах всегда было сопряжено с большими трудностями. 27 числа, после двухдневного плавания, в ходе которого подтвердились недостатки, выявленные на первых пробах, клипер "Наездник" был отправлен в Архангельск с приказанием повысить поддувало, чтобы увеличить приток воздуха к топливу, и удлинить на три фута (0,92 м) дымовую трубу. "Опричник" же следовал к Соловецким островам под парусами, продолжая испытания, при этом пар в котлах выше 18 фунтов (0,125 МПа) не поднимался, среднее число оборотов гребного винта было около 35 в минуту, ход от 2 до 4½ узлов. 29 августа вечером отдали якорь перед Соловецким монастырем и на другой день офицеры и команда съезжали на берег. 31 августа снялись с якоря для следования в Архангельск и 2 сентября клипер встал на якорь на Соломбальском рейде. На следующий день была произведена проба клипера "Наездник" с переделками, но результаты ее не оправдали ожиданий: пар поднимался лишь до 25 фунтов (0,175 МПа), а ход клипера при 48 оборотах гребного винта доходил до 4½ узлов. Высказывалось мнение, которое разделял и командующий отрядом, что котлы малы, подтверждение чего видели в предложении Ижорских заводов поставить на клиперы по три котла. Однако впоследствии, когда машинные команды и кочегары приобрели опыт обращения с машинами и котлами и сами механизмы были доведены "до ума" это предположение отпало. А пока, в качестве последнего средства улучшить тягу, телескопические дымовые трубы на обоих клиперах заменили заваливающимися, увеличив длину трубы таким образом, что вся высота ее от палубы составляла 17 футов (5,2 м).

К 12 сентября машины клиперов были приведены в тот окончательный вид, который позволяли им дать средства Архангельского адмиралтейства и Ширшемского завода. Некоторые устройства и узлы машин, по результатам испытаний, были усовершенствованы, так например переделаны сальники цилиндров и золотников; в котлах устроено продувание с поверхности, внесены изменения в систему питания их водой и др. Был устроен, по испытании оказавшийся превосходным, подъем гребного винта на двух стойках с поперечником из листового железа, в котором ходили три чугунных шкива: лопарь подъемных талей проходил с третьего верхнего шкива в блок на топе бизань-мачты, а оттуда на шпиль. Другой способ подъема - на гике - служил для перенесения поднятого винта на палубу судна.

12 сентября клиперы "Опричник", под брейд-вымпелом командующего отрядом флигель-адъютанта Попова (командир капитан-лейтенант Сарычев) и "Наездник" (капитан-лейтенант барон Г.Г. Майдель), перешли за бар реки Северная Двина, а 14 числа того же месяца снялись с якоря для следования в Кронштадт. На следующий день, потеряв в густом тумане друг друга, они разлучились и следовали по назначению самостоятельно.

Оглавление