Вернемся, однако, к началу нашего очерка. Убедившись еще раз в прописной истине, что использование крупных кораблей против береговых укреплений малоэффективно ("пушка на берегу стоит корабля на море"), союзники приступили к созданию осадного флота, развернув массовое строительство винтовых канонерских лодок нескольких типов, бомбард15, а также совершенно новых военных кораблей - броненосных плавучих батарей. Хотя задачи, которые должны были решать английские и французские канонерские лодки, отличались от тех, что ставились перед нашими (для них - борьба, преимущественно, с береговыми укреплениями, для нас - с кораблями противника), да и действовать осадные суда союзников должны были вдали от своих берегов, т.е. обладать известной мореходностью, сопоставление русских и, например, английских винтовых канонерских лодок показывает схожесть их элементов. Среди последних наиболее близким аналогом "архангельских" клиперов были despatch boats (посыльные лодки) или despatch gunboats (посыльные канонерские лодки):
Элементы |
"Архангельские" клиперы |
Despatch boats |
Длина между перпендикулярами |
150 ф. |
160 ф. |
Ширина |
27 ф. 10 д. |
26 ф. |
Углубление среднее |
11 ф. 9 д. |
11 ф. 6 д. |
Механизм |
150 н.л.с. |
160 н.л.с. |
Артиллерийское вооружение |
1-60 ф. длинная пушка, 2-24 ф. пушки-карронады |
2-68 ф. (203 мм) бомбические пушки, 2-12 ф. (118 мм) гаубицы |
Если ставить вопрос каким судам более всего соответствовали наши клиперы, то ответ однозначен - канонерским лодкам. Более того, их надо рассматривать как разновидность канонерских лодок. Это подтверждается как сопоставлением с иностранными аналогами, так и содержанием настоящего очерка. Когда в 1980 г. автор впервые обратился к теме "архангельских" клиперов, подготовив статью, именно эта точка зрения вызвала резкое неприятие со стороны рецензентов, которые а один голос утверждали, что клиперы изначально имели крейсерское назначение, приводя в защиту своего утверждения более эмоциональные, чем документальные доводы. Наиболее серьезным из них была ссылка на И.А. Шестакова, который, якобы, прямо указывал на крейсерское назначение "архангельских клиперов". По-видимому, здесь имелся в виду эпизод с предложением построить в Архангельске шесть шкун, о чем шла речь в начале нашего очерка. Но ведь ясно, что от предложения до его реализации огромная дистанция. Кстати, небезынтересна причина, побудившая Ивана Алексеевича выступить с этой идеей, о чем он повествует в своих неопубликованных воспоминаниях "Полвека обыкновенной жизни". Шестакову, которому великим князем было поручено руководство постройкою на Охте 14 винтовых корветов, считал это делом "совершенно излишним" и как мог противился исполнению. Желая отвратить шефа от бесполезного предприятия, он ехал 15 августа в Стрельну "... с предложением - по его мнению более достойным внимания, чем постройка нескольких паровых батарей для обороны Кронштадта. Вместо обороны я (И.Ш. - В.Щ.) предпринял нападение в уверенности, что ... кипучий начальник примет идею с радостью ...", но достиг лишь частичного успеха. Хотя "... великий князь не спал ночи при мысли о возможности нападения, но не остывал и к обороне ..." и, разумеется, не только Кронштадта. Охтенские корветы были построены при самом деятельном участии И.А. Шестакова. Опытный моряк он, конечно, понимал, что предлагает авантюру, чему есть свидетельство в тех же неопубликованных мемуарах: примерно через год, когда война уже закончилась, генерал-адмирал вознамерился безотлагательно выслать построенные корветы в океанское плавание. И.А.Шестаков вновь воспротивился намерению на этот раз и обоснованно и успешно. В записке главе морского ведомства он писал: "... Допустив самое исправное снаряжение судов во всех отношениях (чего нельзя ожидать по новости дела), остается еще принять в расчет набор команд, никогда не бывших вместе, непривычку офицеров к судам подобного рода и недостаток времени к приготовлению командиров для плавания, в которое доселе посылались избранные только, и те готовились заблаговременно. Взявши в расчет все эти условия, осмеливаюсь утверждать положительно, что высылка ... судов, только что спущенных на воду, глубокой осенью морями, в которых никто из участвующих не имеет опытности, не представляет основательного ругательства в успехе ...". Это в мирное время, а что говорить о военных обстоятельствах? Впрочем хитроумный Иван Алексеевич сам не претендовал на лавры и исполнителем замысла видел своего сослуживца.
Кстати, по мнению автора деление военных судов
середины XIX века на крейсерского и некрейсерского назначения полностью
надуманно. Иное дело, что в процессе эволюции клиперы претерпели превращение из
канонерских лодок, став крейсерами, что произошло, разумеется, не сразу и под
влиянием ряда факторов, важнейшими из которых были:
Попытаемся изложить этот процесс в самых общих чертах. Военные парусные суда, в силу своей универсальности, различались не по назначению, а по величине и силе (по рангу). Крейсерство, как вид боевой деятельности, существовало издавна. Крейсером, т.е. судном, находящимся в крейсерстве, могло быть судно любого ранга, обладавшее необходимыми мореходными качествами: трех- или двухдечный корабль, фрегат, корвет, бриг, шкуна, куттер и т.п. или даже соединение судов (крейсерская эскадра). Вопрос какого ранга судно более всего подходит для крейсерства схоластичен в основе. Все зависело от конкретных обстоятельств. В конце концов и канонерская лодка, если она обладала необходимыми качествами, при определенном условии могла участвовать в крейсерстве, быть крейсером, оставаясь канонерской лодкой. Большую роль в признании концепции крейсерской войны сыграли во время гражданской войны в США 1861-65 гг. действия конфедератских крейсеров, которые, как правило, были вооруженными коммерческими пароходами. Сама же концепция предусматривала борьбу с торговым судоходством противника. Разумеется, она представлялась привлекательной для стран, не имевших собственного развитого торгового флота и напастью для имеющих таковой.
15 Во время Восточной (Крымской) войны в Англии для действий на Балтийском и Черном морях было построено большое число винтовых судов, объединенных общим понятием "канонерские лодки". Внутри этого понятия по близости кораблестроительных элементов и артиллерийскому вооружению можно различить три группы судов:
- длиной 100-110 фут (30,5-33,5 м) с машиной в 40-60 н.л.с., вооруженных 1 - 68 ф. (203 мм), 1 -32 ф. (163 мм) и 2 - 24 ф. (148 мм) орудиями - gunboat (канонерские лодки);
- длиной 150-160 фут (45,7-48,8 м) с машиной в 150-200 н.л.с, вооруженных 4 - 68 ф. (203 мм) или 2-68 ф. и 2-4 орудиями меньшего калибра - despatch gunboat или despatch boat (посыльные канонерские лодки или посыльные лодки);
- длиной 200 фут (61 м) с машиной в 350 н.л.с, вооруженные 6-68 ф. (203 мм) орудиями - despatch vessel (посыльное судно).
Бомбарда - преимущественно несамоходное судно, прочной конструкции, вооруженное тяжелой осадной мортирой.