Вспомогательные механизмы включали в себя: две рулевые машинки системы Стафера де Дюкло (Stapher de Duclos), паровой шпиль, четыре лебедки для подъема мусора, уже упоминавшиеся центробежные помпы, три нагревательные помпы для приведения в действие гидравлического оборудования орудий главного калибра, одну машину Грамма, два боевых прожектора системы Манжена и четыре машинки для электрического освещения внутренних помещений.
1 августа 1888 года начались официальные испытания нового броненосца, согласно заранее утвержденному плану. В этот день, пройдя под естественной тягой около 26,8 миль, броненосец показал среднюю скорость в 16,215 узлов при мощности механизмов в 8000 индикаторных л.с.
Через неделю, 7 августа, проводились испытания при форсированной тяге. Машины «Pelayo» смогли развить мощность в 9600 индикаторных, л.с., что позволяло достичь скорости в 16,7 узла.
11 августа прошли испытания на проверку экономичности машин. Идя под девятью котлами, броненосец показал скорость 12 узлов при 2900 индикаторных л.с. (обороты вала - 60 в мин). При этом расход угля составил 44,29 тонн в сутки [5, с.404]. Всего же при запасе угля в 650 тонн броненосец, идя на 10-узловой скорости, смог бы покрыть расстояние около 3000 миль [3, р.183].
Кроме того, сверх программы по инициативе завода-изготовителя было проведено еще одно испытание с 10-узловой скоростью. Машины броненосца развили 1450 индикаторных л.с., винты делали по 50 оборотов, а расход угля составил 0,723 кг/инд. л.с. [5, с.404].
В ходе модернизации 1897-98 года полностью были заменены старые котлы. Теперь на броненосце поставили шестнадцать водотрубных котлов Никлосса (по справочнику Веера за 1916 год - Нормана), из-за чего на испытаниях корабль смог развить скорость в 16,7 узлов при форсированной до 9473 л.с. тяге [3, р.184].
По правде говоря, модернизация была предпринята с целью увеличения автономности броненосца, но как показали дальнейшие испытания, общий расход угля несколько увеличился. Теперь нормальный запас составлял 500 тонн.
Считалось, что броненосец сможет принять в экстренном случае в перегруз от 800 до 1000 тонн угля [4, р.59], однако, как показала эксплуатация, прием такого большого количества угля мог был возможен лишь на верхние палубы, что сильно снижало остойчивость. После гибели от перегрузки крейсера «Reina Regente» в испанском флоте стали чрезвычайно болезненно воспринимать информацию подобного рода. Поэтому на деле максимальное количество угля не превышало 676 тонн, при которых броненосец смог бы покрыть лишь 2540 миль, идя 10-узловой скоростью [3, р.184].
Из-за усложнившихся механизмов экипаж броненосца увеличивался до 620 человек.
Главный калибр броненосца состоял из расположенных ромбом четырех крупнокалиберных орудий. Спереди и сзади стояли 48-тонные 320-мм орудия Гонтория с длиной ствола 35 калибров. Сектор обстрела носового орудия составлял около 250°, кормового - 220°. Для стрельбы по каждому борту располагались 32-тонные 280-мм орудия Гонтория, также с длиной ствола 35 калибров, теоретический сектор обстрела которых составлял 180°, хотя конечно, на практике из-за опасения тяжелых повреждений от собственного огня, вряд ли кто-нибудь попытался бы вести из них огонь по носу или по корме. Возвышение орудийных цапф главного калибра над линией воды составляло около 7,73 метра, а орудия, установленного на баке - 8,79 метра. [3, р.183].
К моменту своего появления и 280-мм, и 320-мм орудия были на уровне самых передовых образцов, но к концу XIX века они могли считаться устаревшими - на дальностях больших 1 км 280-мм орудие по бронепробиваемости проигрывало более легкому и совершенному 254-мм орудию Армстронга, а на дальностях свыше 10 км (так в тексте, на графике ничего подобного не видно. прим. ВВС) английскому орудию проигрывало и 320-мм орудие (см. рисунок).
Вооружение дополняли орудия среднего калибра. Одно 160-мм 35-калиберное орудие Гонтория было установлено прямо в форштевне, еще двенадцать 120-мм 35-калиберных орудий располагались на батарейной палубе и стреляли через бортовые порты (по одному орудию стояло перед 280-мм орудием, остальные сзади). Секторы обстрела артиллерии среднего калибра составляли лишь 45° [5, с.403]. Мелкокалиберная артиллерия была представлена орудиями Гочкисса: тремя 57-мм, тринадцатью 37-мм и четырьмя митральезами.
На броненосце стояло также семь неподвижных надводных торпедных аппаратов для мин Уайтхеда: один в корме и по три на каждом борту.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРУДИИ БРОНЕНОСЦА «PELAYO» (по [5] и справочнику Веера за 1916 вод)
Калибр |
Система |
Масса орудия |
Масса снаряда |
Начальная скорость |
320 / 35 |
Hontoria |
48,2 т |
470 кг |
620 м/сек |
280 / 35 |
Hontoria |
32,5 т |
315 кг |
620 м/сек |
240 / 40 |
Canet |
19,2 т |
150 кг |
800 м/сек |
160 / 35 |
Hontoria |
6,1 т |
60 кг |
615 м/сек |
140 / 35 |
Canet |
4,1 т |
39 кг |
610 м/сек |
120 / 35 |
Hontoria |
2,6 т |
25 кг |
600 м/сек |
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПАНСКИХ ОРУДИЙ ПО БРОНЕПРОБИВАЕМОСТИ
Великий день в истории испанского флота: спуск на воду "Pelayo" 5 февраля 1887 года в Ла Сен. Справа видна трибуна для гостей. На переднем плане множество лодок и шлюпок со зрителями. (Фото USNYC № NH-88740)