Оглавление

BBPelayo004.jpg BBPelayo005.jpg
280-мм орудие правого борта броненосца "Pelayo" 320-мм кормовое орудие броненосца "Pelayo"

BBPelayo006.jpg

Средняя артиллерия правого борта броненосца "Pelayo". (фото предоставлено автору Патриком МакШерри, США).

В 1897-1898 году во время модернизации в Ла Сене, средняя артиллерия «Pelayo» была заменена на новую 140-мм скорострельную артиллерию системы Кане. Одно орудие, как и прежде, устанавливалось в носу, еще восемь - в каземате.

Изменилось и количество мелкокалиберной артиллерии. Теперь на броненосце стояло двенадцать 57-мм пушек Норденфельта и пять 37-мм пушек Гочкисса. Ряд авторов относит информацию о перевооружении 1897-м годом, но, как показывают фотографии того времени, броненосец принял участие в испано-американской войне со старой артиллерией. Поэтому резонно предположить, что после окончания войны он был снова возвращен на завод для окончания модернизации, и именно в конце 1898 года, скорее всего, и была установлена новая артиллерия.

В начале 1900-х годов, желая еще более продлить жизнь уже устаревшему кораблю, было разработано техническое предложение по модернизации броненосца и замене его главного калибра четырьмя 240-мм орудиями Кане [3, р.184]. В 1910 году «Pelayo» проходит в Ла Сене небольшую модернизацию. Однако, в ходе нее были лишь удалены торпедные аппараты, замена же артиллерии главного калибра была признана нецелесообразной.

ЗАЩИТА

Главная защита броненосца состояла из сравнительно узкого броневого пояса, шириной всего около 2,1 метра (6 футов 11 дюймов), из которых 0,6 метра (2 фута) находилось над ватерлинией [2, р.382]. Броневые плиты, выделки завода Шнейдера в Крезо, на верхней кромке в центре имели толщину 450 мм, уменьшаясь к оконечностям до 300 мм [5, с.401].

В ходе полигонных испытаний под Гавром в присутствии испанской комиссии, указывавшей какие именно плиты подвергать испытаниям, каждая из указанных плит выдержала по три выстрела 270-мм орудия системы, принятой на французском флоте. Во всех случаях снаряды разбивались, засев головной частью в плите, в то время как в самой плите были лишь легкие несквозные трещины [5, с.403; 1, р.15].

По всей длине корпуса была настлана несколько выпуклая броневая палуба, кромка которой соприкасалась с нижней кромкой броневого пояса. Палуба настилалась из трех стальных листов так, что суммарная толщина защиты над жизненно важными частями составляла 87 мм, в остальных местах - 70 мм. Для лучшей непотопляемости, палуба выполнялась водонепроницаемой, и число люков и отверстий в ней было весьма ограничено. Кроме того, все они были окружены бронированными комингсами и коффердамами почти метровой высоты и толщиной в 300 мм.

Артиллерия главного калибра защищалась 400-мм барбетами из стальной брони. Шахты для подачи боеприпасов на промежутке от орудия до броневой палубы защищались бронированной трубой из 75-мм стали. Толщина противоосколочного щита над барбетом составляла 50 мм [5, с.403]. Таким образом, снаряд противника, даже будучи не в состоянии пробить барбет, мог вывести орудие из строя, взорвавшись прямо под ним [4, р.58].

Ряд справочников, например [2, р.382], указывает, что в первоначальном варианте казематы среднего калибра были лишены защиты и были забронированы лишь после модернизации 1897/98 годов. Действительно, к началу испано-американской войны в связи с перевооружением броненосца защита, временно демонтированная, не была установлена на период военной кампании. Вероятно, из-за этого и появилась информация подобного рода. В действительности с самого начала батарея прикрывалась с боков 75-мм броней, а спереди и сзади - 75-мм переборкой.

Что касается бронирования боевой рубки, то существуют крайне противоречивые сведения. Например, справочник Веера за 1912 и 1916 года сообщает о 150-мм бронировании, Конвей [2] - о 155-мм, ряд других справочников, например [5, с.403] о 200-мм, еще ряд авторов, например [3], вообще отрицают что бронирование было.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

Как уже говорилось, броненосец появился как типичный «продукт» «классической» или «старой» французской школы, упор в которой делался на тяжелые, сильно забронированные корабли, вооруженные орудиями крупного калибра. Все эти особенности и нашли свое отражение в проекте «Pelayo».

Весьма интересным выглядит сравнение испанского броненосца с его американскими современниками. Так по своей мощи «Pelayo» явно превосходил «Texas», но сильно уступал броненосцу «Indiana», который обладал примерно такой же скоростью, но несравненно лучше был вооружен и бронирован. «Pelayo» отличался от него недостаточностью бронирования, даже главного пояса, но особенно слабостью своей вспомогательной артиллерии («Indiana» была вооружена 8" и 6" артиллерией), и, таким образом, не подлежит сомнению, что при встрече с «Indiana» он вряд ли имел бы какие-нибудь шансы на успех.

Оглавление

Hosted by uCoz