Оглавление

BBPelayo007.jpg BBPelayo010.jpg
Кормовая часть с балконом
BBPelayo011.jpg
Батарея броненосца "Pelayo" до 1898 года
   
BBPelayo008.jpg BBPelayo012.jpg 450 мм
BBPelayo013.jpg 400 мм
BBPelayo014.jpg 300 мм
BBPelayo015.jpg 75 мм
BBPelayo016.jpg 50 мм
Схема бронирования и схема расположения артиллерии броненосца "Pelayo"  

Интересно отметить, что главный калибр броненосца «Indiana» также выглядит устаревшим к 1898 году, тем интересней провести сравнение. Но оно как раз не в пользу испанцев. При встрече в бою 381-мм защита башен и оконечностей американского броненосца пробивается 280-мм орудием с 3500 метров, а 320-мм - с 4900 метров. Максимальная же толщина броневого пояса (456 мм) остается бесполезной для 280-мм орудия на дальности 2000 метров, а 320-мм - на 3600 метров.

С другой стороны, броневой пояс «Peiayo» на своей максимальной толщине (450 мм) пробивается американцем с дальности 3500 метров, тогда как, и барбеты, и оконечности с дальности 7700 метров! То есть фактически с любой реальной дальности боя конца XIX века!

Однако, «Pelayo» в лучшую сторону отличался своим высоким надводным бортом, что давало ему неоспоримые преимущества при бое в штормовом море, если только такой был бы возможен. Остается только сожалеть, что история не оставила нам прецедента боя броненосцев французской и американской морских школ.

ИСТОРИЯ КОРАБЛЯ

Спуск броненосца на воду 5 февраля 1887 года в Тулонском военном порту сопровождался небывалой праздничной церемонией. Хотя честь испанского флага при этом представлял лишь старый фрегат «Blanca», но в Тулон были приглашены ряд испанских знаменитостей и влиятельных лиц. Присутствовал и сам морской министр сеньор Родригес Ариас (Rodriguez Arias), а церемонию освящения броненосца проводил Епископ Тулона.

Корабль был празднично украшен установленными легкими мачтами и в явном избытке расцвечен испанскими и французскими национальными флагами. После зачитывания нескольких стихов Хуана Айкарты (Juan Aycart), написанных в честь этого знаменательного события, посвященных преемственности исторических традиций от Пелайо и сражения у Нумансии до этих дней, под звуки Королевского марша корабль сошел на воду. Процессом спуска руководил проектировщик «Pelayo» мсье Лагань. Символическая передача флоту состоялась на Тулонском арсенале 9 сентября 1888 года. На этом торжественном акте присутствовала уже более солидная испанская Практическая эскадра, состоявшая из броненосца «Numancia», корвета «Castilla» и крейсера «Isla de Luzon».

BBPelayo009.jpg

"Pelayo" после перевооружения, (фото предоставлено автору Патриком Май Шерри, США).

Однако, окончательно готов корабль был значительно позднее, лишь после многочисленных проволочек. Так, например, в конце 1889 года во Францию был срочно вызван Дон Паскаль Сервера, инструктор-наблюдатель за строительством, так как стороны никак не могли согласовать вопрос о поставке вооружения. Испанцы настаивали на установке на броненосце орудий Кане, выпуск которых по лицензии был только что налажен заводом Гонтория [1, р.14]. Благодаря напористости и энергичности Серверы инцидент был быстро улажен. Очевидно «Pelayo» окончательно вошел в строй лишь в 1889-90 годах [3, р.183].

Благодаря своим солидным для испанского флота размерам и орудиям, «Pelayo» пришлось выполнить ряд дипломатических заданий за рубежом. Он присутствовал на национальных выставках и презентациях, представлял испанский флаг на многочисленных праздниках и всевозможных военно-морских парадах.

А первую подобную миссию броненосец невольно выполнил не выходя из Тулона еще 19 апреля 1890 года, когда представил Испанию на пышной церемонии спуска на воду французского броненосца «Magenta». В этот день там присутствовала большая международная эскадра в составе итальянских, японских и ряда других боевых иностранных кораблей [5, с.585].

Оглавление

Hosted by uCoz