Оглавление

29 апреля, теперь уже по официальным каналам, поступило сообщение, что «Pelayo» вместе с броненосцами «Numancia» и «Vitoria», а также крейсером «Alfonso XIII» и шестью миноносцами вскоре перейдет на Канарские острова для последующей отправки этого отряда в Вест-Индию. Однако, вскоре поступило официальное опровержение этого. Переход отряда был отложен до 15 мая [7, с.12]. А 7 мая стало известно, что броненосец войдет в состав Резервной эскадры, формирование которой происходило в Кадисе. Днем ранее, 6 мая командующим Резервной эскадрой был назначен контр-адмирал дон Мануэль де ла Камара-и-Ливермур [7, с.14]. И уже 8-го числа Морской министр приказал ему в десятидневный срок подготовить свою эскадру к выполнению пока еще неясной задачи. В соответствии с приказом, Камара начал приводить в готовность свои корабли.

14 мая уже окончательно был уточнен состав эскадры. Кроме флагманского «Pelayo», крейсеров «Emperador Carlos V» и «Alfonso XIII», в нее также были включены вспомогательные крейсера «Rapido», «Patriota» и три миноносца. А 22 мая Мадрид заявил, что эта эскадра в сопровождении ряда пароходов направляется в Манилу [7, с.24].

Хотя некоторые военно-морские специалисты тут же успокоили американское общественное мнение, что, скорее всего, «Pelayo» из-за своей осадки не сможет форсировать Суэцкий канал, но в американском штабе это сообщение, мягко говоря, вызвало переполох.

Резервная эскадра по праву считалась наиболее мощной в испанском флоте. Все корабли были совсем недавно укомплектованы: «Pelayo» после модернизации, «Carlos V» лишь 4 апреля покинул Гавр, где он проходил вооружение, a «Alfonso XIII» после достройки. Новейшие миноносцы покинули Англию, где проходило их строительство, лишь в марте-апреле. Первоначально на Камару были возложены задачи по патрулированию у побережья Испании.

Лишь 11 июня, после многочисленных задержек и проволочек, эскадре, собравшейся в Кадисе, был отдан приказ следовать на Филиппины. К этому времени эскадра Камара организационно была разделена на пять групп. «Pelayo», вместе с броненосным крейсером «Carlos V» и вспомогательными крейсерами «Patriota» и «Rapido» составили ее ядро - группу «А».

16 июня эскадра покинула Кадис с запечатанными а конвертах приказом, а немного спустя ее заметили у Гибралтара движущейся на восток. Вскоре Камара достиг Картахены; 21 числа его видели у Пантеллерии (Pantellaria), а 26-го он вошел в Порт-Саид [4].

BBPelayo020.jpg

"Pelayo", флагман эскадры контр-адмирала Камары в Порт-Саиде 26 июня - 11 июля 1898 года. Хорошо видно, что корабль еще не перевооружен. Марсы также еще не сняты, (фото USNHC № NH~88722).

BBPelayo021.jpg

Броненосец "Pelayo" в Генуе в октябре 1392 года на празднествах в честь 400-летия открытия Америки Колумбом. В оригинале фото имеет подпись "G. Т. phot.", установить личность фотографа пока не удалось. На заднем плане австрийский броненосец "Кронпринцессин Эрцгерцогин Стефани" (1887-1926). (фото архива Военно-морского центра США USNHC № NH-88731).

Египетское правительство отклонило просьбу испанцев о бункеровке и даже не позволило Камаре заправиться углем со своих собственных угольщиков. 29 июня власти Египта потребовали убрать корабли из Порт-Саида, мотивируя это тем, что их пребывание в порту уже значительно превысило отведенные двадцать четыре часа. На что адмирал пытался возразить, ведь он даже не успел произвести необходимый ремонт. Но и в ремонте ему было отказано. 1 июля «Pelayo» вместе с другими кораблями эскадры покинул порт и, выйдя из территориальных вод, начал бункеровку прямо в открытом море. Погодные условия 2-го, и 3-го были чрезвычайно тяжелые, что весьма измотало команду. Только 5 июля корабль, приняв небольшое количество угля, сумел, наконец, войти в Суэцкий канал.

6 июля эскадра подошла к Суэцу, где адмирал сразу же был уведомлен египетским правительством, что может оставаться в Суэце лишь в течение двадцати четырех часов. В соответствии с этим, Камара удалился от берега на семь миль, и лег в дрейф в видимости берегов, весь день 7-го числа снова занимаясь бункеровкой.

К этому времени, в испанском правительстве, наконец, возобладали более трезвые течения, и, после разгрома эскадры Серверы, 6 июля Камара получил приказ сосредоточиться в Суэце для возвращения обратно. 8-го числа эскадра снова вошла в канал, и на следующий день «Pelayo» взял курс на Картахену. Военно-морские специалисты того времени долго спорили по поводу целей этого странного плавания эскадры Камары - «шатания» («vagabondaggio») по удачному выражению одного итальянского писателя. Собиралась ли эскадра действительно идти на Восток, ведь играя в «ва-банк» испанское правительство оставляло совершенно беззащитными берега метрополии. И потому, единственно возможное решение состояло в максимально быстром переходе на Филиппины, чтобы туда еще не успели бы подойти тихоходные американские мониторы. Но в этом случае было совсем непонятным включение в состав эскадры тихоходного «Pelayo», радиус действия которого был к тому же весьма ограниченным. Чтобы покрыть 6300 миль от Суэца до Филиппин при средней устойчивой скорости в десять узлов, потребовалось бы двадцать шесть дней. Это давало возможность эскадре подойти к Маниле 2 августа, при условии, что она вышла бы 8 июля.

Оглавление

Hosted by uCoz