Оглавление

ХОДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ.

После обычных ходовых испытаний главных механизмов и пробного плавания были проведены две серии испытаний: при стандартном водоизмещении корабля и при наибольшей осадке. Затем были проведены испытания на мерной миле в West Lode Cornwall при мощностях, соответствующих указанным выше испытаниям. Во время испытаний при стандартном водоизмещении производились непрерывные записи расхода топлива и воды.

Скорость линкора "Nelson" при полной мощности и стандартном водоизмещении составляла 23,55 узла при 46.000 SHP. При этом расход топлива ровнялся 0,357 кг/SHP, а при наибольшей осадке скорость достигла 23,05 узла при 45.800 SHP.

Максимальная скорость линкора "Rodney" в тех же условиях составляла 23,8 узла.

Кроме скоростных испытаний, были проведены обычные испытания для определения радиуса циркуляции и инерции корабля, а также реверса и заднего хода. Диаметр циркуляции на полном ходу составлял 613 метров, то есть меньше трех длин корабля,

ДИСКУССИЯ.

D'EUNCOURT.  D'Euncourt указывает, что проект линкора "Nelson" своеобразен во многих отношениях. Прежде всего, он должен был удовлетворять условиям и лимитам, установленным Вашингтонским соглашением. Насколько известно, ни один из прежних проектов, разработанных адмиралтейством, не приходилось приноравливать к столь жестоким ограничительным условиям. Эти условия устанавливали максимальное водоизмещение, которое нельзя было превысить, а также наибольший калибр главной артиллерии. С другой стороны, адмиралтейство требовало, чтобы этот корабль воплощал в себе все. что является необходимым по данным опыта войны: большую скорость хода при экономичном потреблении топлива - при большом радиусе действия, мощное вооружение, а также возможно лучшее бронирование для защиты от авиабомб и от навесного огня артиллерии максимального калибра (406 мм), а также хорошо развитую противоторпедную защиту. Все специальные отделы адмиралтейства - артиллерийский, торпедный, радиотехнический и другие - предписывали наилучшее, новейшее и наиболее полное оборудование по своей специальности. Эти требования приходилось учитывать, но они не могли быть полностью осуществлены, так как иначе корабль, отвечающий всем этим требованиям, имел бы водоизмещение порядка 50.000 тонн.

Предложенная задача была очень трудной.

В качестве примера трудностей, которые приходилось преодолевать, можно указать на защиту от авиабомб и от попаданий снарядов под большим углом. Насколько известно, до сих пор ни один корабль не имел палубной брони толщиной 152 мм, и, если учесть, что на корабле шириной 32 метра это обуславливает вес одной только брони палубы около 40 тонн на 1 метр длины, то общий вес ее действительно будет очень большим.

Путем сосредоточения вооружения была достигнута наибольшая эффективность защиты при минимальном весе. Благодаря установке девяти орудий в трех 3-хорудийных башнях вместо восьми орудий в четырех 2-хорудийных башнях, установленных в оконечностях, была достигнута экономия в весе артвооружения. Указывалось, что установка всех орудий главного калибра в носу образует в корме мертвый угол; однако, этот мертвый угол невелик и часто перекрывается при маневрировании зигзагами. Кроме того, насколько известно, во время войны никогда на требовалось вести огонь главного калибра прямо по корме. Вооружение сосредоточено указанным образом также с целью получения наибольшей защиты при данном весе броневой палубы и главного бортового пояса. Сверх того, пожертвовав большей частью тонкой вертикальной брони, применявшейся до этого для бронирования оконечности корабля, удалось увеличить высоту борта, не увеличивая общего веса корпуса. Это увеличение высоты борта дало экономию в, весе набора, так как толщину листов корпуса можно было уменьшить благодаря более высокому соотношению между высотой и длиной корабля.

Однако, веса, которые должен был нести корабль, все же оставались очень большими: например - вес вращающейся части каждой 3-хорудийной установки главного калибра составлял почти 2000 тонн, в дополнение к весу неподвижной брони барбетов и подкреплений. Сосредоточение этого огромного веса на сравнительно небольшой длине требовало выполнения самых тщательных расчетов. Кроме того, различные приборы управления и большое количество электроаппаратуры также значительно увеличивали вес. В виде примера, можно указать, что на корабле имеется 300 миль электрического кабеля. Эта цифра в 2000 раз превышает длину корабля. В одном только посту управления артогнем, примыкающем к мостику, сосредоточено 10 тонн кабеля.

В связи с особенностями этих кораблей и необходимостью уменьшения веса пришлось затратить чрезвычайно много труда на разработку всех деталей, тем более, что многие из них были совершенно новыми.

Испытания кораблей дали весьма хорошие результаты: расход топлива оказался удовлетворительным, показав низкие цифры для весьма широкого диапазона скоростей. Достигнут также хороший пропульсивный коэффициент.

"Nelson" является первым двухвинтовым линкором после "Dreadnought" - до него все линкоры имели четырехвальные установки.

E. CHATFIELD.  Вице-адмирал Chatfield указывает, что в качестве первого варианта был представлен проект, - воспроизводящий классические прототипы - "Queen Elisabeth" и "Royal Sovereign", то есть вариант с симметричным размещением артиллерии, который представлялся правильным и удовлетворял пожеланиям моряков. Однако такой корабль не был достаточно хорошо уравновешен - имелась мощная артиллерия, но защита была недостаточной. Усиление артиллерии за счет бронирования также невыгодно, как и усиление бронирования при недостаточной огневой мощи. D'Euncourt предложил расположить все три башни вместе в диаметральной плоскости корабля, а машины и дымовые трубы переместить к корме. Внешне это было некрасиво, но представляло некоторые преимущества. Адмиралтейство согласилось допустить эти эстетические дефекты, и в результате был создан проект линкора "Nelson". Главной трудностью, как уже было упомянуто выше, являлось ограничение водоизмещения корабля, что требовало чрезвычайно тщательной разработки всей конструкции корабля и его деталей. Вес корабля приходилось уменьшать, не считаясь с затратами, применяя сталь повышенного сопротивления и легкие сплавы. В результате чрезвычайно увеличилась стоимость корабля, составившая около 200 фунтов стерлингов на тонну водоизмещения.

Оглавление

Hosted by uCoz