Хотя район разброса обломков корабля представлялся довольно большим, тем не менее он, в соответствии с правилами подводного поиска, довольно быстро был ограничен в пределах. Опыт предшествующих морских археологических экспедиций определяет, что разброс обломков от места основного крушения составляет для данного случая радиус чуть больше мили. Более легкие обломки, естественно, относятся морскими течениями на дальнее расстояние, но направление их поиска также может быть определено обнаружением более тяжелых обломков, на которые течения также действуют, хоть и не столь сильно. Нелишне отметить также, что по опыту ряда экспедиций известно о большей трудоемкости поисковых работ на дне, связанных с останками военных кораблей по отношению к коммерческим судам (имеются в виду случаи гибели кораблей по боевым причинам). Определение района разброса обломков "Bismarck'a" облегчалось также тем, что в своем последнем бою он совершил сравнительно небольшое перемещение. Имея фактическую скорость "вперед медленный ход", что в тихой воде соответствует примерно 6 узлам, и продвигаясь практически против штормового ветра, линкор едва перемещался относительно морского дна. В этом случае обломки корабля, погрузившиеся еще до его гибели, вряд ли оказались на большом удалении от корпуса. И тем не менее, сложный рельеф дна сильно препятствовал поискам. О трудностях обнаружения фрагментов корабля можно судить по тому, что из четырех орудийных башен, выпавших из своих шахт, была обнаружена только одна.
ИТОГИ ПОСЛЕДНЕГО БОЯ "BISMARCK'A" С БРИТАНСКИМИ ЛИНКОРАМИ "KING GEORGE V" И "RODNEY"
(Описание самого боя опущено, см. предыдущую статью)
Объем артиллерийских боеприпасов, направленный на немецкий корабль в период между 08.47 и 10.19, был впечатляющим. Количество выпущенных английских снарядов показано в таблице.
В ответ по мнению англичан "Bismarck" выпустил примерно 300-400 снарядов.
Калибр |
406 мм |
356 мм |
203 мм |
152 мм |
133 мм |
"K. George V" |
- |
339 |
- |
- |
660 |
"Rodney" |
380 |
- |
- |
716 |
- |
"Dorsetshire" |
- |
- |
254 |
- |
- |
"Norfolk" |
- |
- |
527 |
- |
- |
Всего |
719 + 781 + 1376 = 2876 снарядов |
Количество снарядов произведет большее впечатление, если отметить, что дистанции стрельбы на всем протяжении боя были очень малыми, что хорошо видно из таблицы.
Время |
Rodney |
K.G. V |
Моменты боя |
|
08.47 |
23.000 |
- |
"R" открыл огонь. |
|
08.48 |
- |
22.500 |
"KGV" открыл огонь. |
|
08.49 |
- |
- |
"Bismarck" открыл огонь. |
|
09.13 |
- |
11.500 |
"R" и "KGV" снизили скорость до 16 узлов. "R" остановил огонь до 09.18 на время разворота. |
|
09.18 |
9.100 |
- |
"R" возобновил стрельбу. |
|
09.20 |
- |
- |
Башня "А" на "KGV" вышла из строя из-за заклинивания привода. |
|
09.30 |
5.500 |
- |
"R" вышел на правый борт "В". |
|
09.50 |
- |
- |
Штац появился на мостике "В" (*). |
* - Это важный момент боя, так как по воспоминаниям Йозефа Штаца к моменту его прибытия на мостик весь персонал и оборудование были выведены из строя, сам мостик и боевая рубка разрушены, а офицеры и личный состав управления корабля и штаба адмирала погибли. Таким образом, к этому времени корабль практически не имел централизованного управления и, по существу, уже был обречен. |
09.52 |
- |
- |
"R" стреляет 9-орудийными залпами на левый борт. |
|
09.54 |
- |
7300 |
"KGV" стреляет всеми башнями. |
|
10.03 |
3700 |
- |
"R" в носовой четверти правого борта "Bismarck'a". |
|
10.08 |
- |
- |
"R" продолжает стрельбу полными залпами с частыми попаданиями. |
|
10.14 |
3700 |
- |
"R" прекратил огонь. |
|
10.21 |
- |
3700 |
"KGV" прекратил стрельбу. |
И тем не менее, при таком количестве снарядов, короткой дистанции боя и явно высоком проценте попаданий "Bismarck" не взорвался, по примеру "Hood", и затонул по существу от потери плавучести. Почему же это произошло? Вероятно будет нелишне отметить некоторые аспекты этого эпизода войны.
Как уже раньше отмечалось, "Bismarck" имел превосходные характеристики остойчивости с довольно большой метацентрической высотой (GM), большим по величине выпрямляющим моментом (GZ) и большим объемом положительной плавучести.
Состояние |
Водоизмещение (метр. т) |
Метацентрическая высота ( GM ) (м) |
Предел остойчивости (град.) |
Плечо восстан. момента (GZ) (м) |
Порожнее |
41.250 |
3,60 |
65 |
2,00 |
Стандартное |
43.200 |
3,55 |
59 |
2,25 |
Полное |
47.700 |
4,00 |
55 |
2,45 |
Макс.боевое |
53.200 |
4,40 |
53 |
2,70 |
Высокие характеристики остойчивости, которые в некоторой степени ухудшали условия стрельбы, немцы во многом объясняли вынужденной необходимостью, связанной с довольно большим объемом основных отделений корабля и, в особенности, длинных бортовых отсеков, примыкающих к ним. В случае их затопления хорошая остойчивость могла спасти корабль от опрокидывания и гибели и, как видно из результатов последнего боя "Bismarck'a", обширные повреждения, полученные им, не привели к опрокидыванию.
Основные повреждения, нанесенные британской артиллерией в последнем бою, в основном сконцентрировались в носовой части корпуса и надстройке, особенно в районе боевой рубки. Несколько снарядов пробили 350-мм броню рубки, причем при подводном обследовании немецкого линкора обнаружилась одна интересная особенность - все пробоины в носовой боевой рубке 356-мм и 406-мм снарядами были обнаружены только с левого борта.
Англичане отмечали, что очень часто снаряды рикошетировали от поверхности воды и даже взрывались от удара о воду. Объяснялось это близкой дистанцией, из-за которой орудия при стрельбе имели небольшое возвышение, а снаряды летели по горизонтальной траектории. Но броневая цитадель немецкого корабля хорошо показала себя против британских снарядов, так как проектировалась специально для боя на коротких дистанциях в условиях туманного Северного моря. В то же время это не помешало некоторым английским снарядам пробить броню главной палубы. В ней отмечено по крайней мере две пробоины 406-мм снарядами с "Rodney". Возможно пробитие горизонтальной брони было облегчено неуправляемостью корабля, непроизвольно качающегося и вращающегося на волне и увеличившего угол встречи снаряда с броней, но, как определилось при подводном обследовании, в одном случае пробитие имело место после того как траектория снаряда была отклонена вниз 50-мм броней верхней палубы. Возможно, при ее меньшей толщине снаряд не изменил бы своего пути, а просто пробил бы ее, но по иронии судьбы в данном случае более толстая броня не оправдала себя.
Имеются также свидетельства взрывов тяжелых снарядов в левом турбинном отделении и в одном из котельных отделений правого борта в течение времени с 09.20 до 09.30, когда "Rodney" находился на дистанции меньше чем 9000 метров. Йозеф Штац подтвердил эти два попадания, заявив, что один из снарядов взорвался вблизи поста энергетики и живучести (ПЭЖ), где он находился, помешав ему присоединиться к спасательной партии капитана 3-го ранга Ганса Оелса (Korvetten-kapitan Hans Oels) в корме. Этот снаряд взорвался в котельном отделении правого борта, воспламенив разлившееся топливо и перебив паропроводы. Вырвавшийся перегретый пар обварил нескольких кочегаров, только что переживших ужас взрыва крупного снаряда в закрытом помещении. Эти два взрыва, а также другие, заставившие умолкнуть обе носовые орудийные башни, нарушив их управление стрельбой, стали причиной того, что Hans Oels в период между 09.20 и 09.30 получил приказ подготовить корабль к затоплению и выполнить его при получении условного сигнала по корабельному коду "Команда V", где V означало "Versenken" (потопить - нем.).