Оглавление

J) Серьезные повреждения "Bismarck'y" были нанесены в основании трубы, а также на верхних уровнях носовой надстройки. В конце концов эти конструкции отделились от корабля при его гибели. Вероятно, что их отделение произошло в результате удара о поверхность воды во время опрокидывания или из-за различий в плавучести когда линкор уже был под водой. Во время подводного обследования корабля указанные конструкции среди обломков обнаружены не были. Вполне также допустить, что они погрузились в ил или придавлены выпавшими орудийными башнями или корпусом линкора.

Полностью разрушен носовой пост управления зенитным огнем правого борта, хотя броневые листы его защиты видимых повреждений не имеют. В стойке основания поста хорошо заметна громадная пробоина, происхождение которой скорее всего вызвано взрывом подготовленного в надстройке зенитного боезапаса 105-мм орудий. Вероятно этим объясняется, что сам пост под своим весом обрушился с основания.

Полостью уничтожены оба носовых самолетных ангара. В воспоминаниях уцелевших моряков указывается, что самолеты вместе с остальным оборудованием были уничтожены огнем сильнейшего пожара, бушевавшего в этом районе корабля.

К) Обследование бортов "Bismarck'a" показало, что британские снаряды неоднократно пробивали броню поясов корабля. Наибольшие повреждения были нанесены с левого борта в носовой части и в середине корабля, в районе башен среднего калибра. При этом нелишне напомнить, что для обследования была доступна лишь небольшая часть борта, возвышающаяся над поверхностью дна океана. В число этих снарядов можно включить также те, что разрушили носовую левобортную 150-мм башню среднего калибра и проникли внутрь корпуса. Возможно, осколки этих снарядов стали причиной пожара в снарядном погребе орудийной башни 64. Эти предположения, независимо от выводов экспедиции Балларда, были высказаны и Йозефом Штацем.

L) Подводной съемкой были зафиксированы значительные повреждения в кормовом самолетном ангаре, на шлюпочных палубах (места размещения шлюпок) расположенных над ними и прожекторных платформах. Передняя переборка и створки ангара повреждены не были, но вполне можно допустить, что снаряды, разорвавшиеся внутри не оставили там ничего в неразрушенном виде. Грот-мачта, возвышающаяся над ангаром была сильно избита, - настолько, что верхняя часть мачты отделилась от основания. На оставшейся части мачты на крыше ангара хорошо видны следы серьезных повреждений.

М) Подводная съемка выявила также большую по размерам пробоину в палубе 1-го яруса надстройки в средней части корпуса с левого борта, в районе катапульты. Сравнение показывает, что большие размеры пробоины слишком велики даже для очень удачного снарядного попадания. Вероятнее всего, причиной появления пробоины стал взрыв последней торпеды крейсера "Dorsetshire", выпущенной в левый борт корабля. В этом случае высота центра взрыва предполагает сильный крен корабля, когда его борт уже практически погружался в воду. По информации, полученной от Йозефа Штаца, получается, что крен в 10.30, когда он прыгал с борта корабля в воду, составлял примерно 15 градусов. Из донесений с крейсера "Dorsetshire" известно, что последний торпедный выстрел был выполнен в 10.34 в левый борт линкора с установкой глубины хода торпеды 16 футов (4,8 метра). Свидетели взрыва торпеды, отмечают, что он произошел в средней части линкора.

Основываясь на этих сведениях, сейчас можно уверенно утверждать, что данная пробоина вызвана именно этим торпедным попаданием. Расчеты показывают, что крен корабля в 15 градусов при высоком накате волны, а он составлял во время боя от 25 до 45 футов (примерно 7,5 - 13,5 метров), делают это вполне вероятным.

Большая часть энергии взрыва торпеды (750 фунтов, то есть 340 кг ТНТ) была направлена вверх, однако и оставшейся части хватило, чтобы в палубе и левом борте "Bismarck'a" образовалась громадная по площади пробоина. Не она явилась смертельной для уже агонизирующего корабля, но она сыграла свою роль в резком ускорении процесса затопления линкора и его опрокидывания.

N) Подводное обследование линкора показало также отсутствие стволов у многих 105-мм и 37-мм зениток, а две 105-мм установки вообще отсутствуют, также как и зенитные автоматы на носовой надстройке. Стволы одной из автоматической установки были обнаружены справа и позади от носовой боевой рубки. В одной из бесед с Вильямом Гарцке и Робертом Дулином Йозеф Штац отметил, что пытаясь пройти через мостик линкора незадолго до его гибели он обратил внимание на отсутствие этих автоматов. При этом он подтвердил свои слова показаниями матроса Клауса (Theo Klaus), который входил в состав прислуги носовой зенитной установки правого борта 41 или 43. Клаус также указал, что наблюдал попадание британского снаряда крупного калибра в основание поста управления зенитным огнем правого борта, вызвавшего также взрыв готового боезапаса 105-мм установок.

О) Обнаружены также достоверные подтверждения попадания крупного снаряда (предполагается 356-мм) в лицевую плиту орудийной башни "Caesar", когда она была повернута в носовую четверть левого борта. Из показаний уцелевших членов прислуги орудий башни известно, что вызванное этим попаданием сотрясение оказалось настолько сильным, что были выведены из строя привод разворота башни и механизмы вертикальной наводки. Направление орудий башни подтвердилось кадрами подводной съемки, а в палубе спардека при этом было обнаружено множество осколочных пробоин, разбросанных полукругом от находящейся в таком положении лицевой плиты башни.

Р). Отмечены также три снарядных попадания в барбет орудийной башни "Dora". По всей вероятности все они с линкора "Rodney". Два из них пробили броню барбета и, как об этом сообщает Вильгельм Шмидт (Wilhelm Schmidt), одним из них был вызван пожар в боевом погребе башни. Третий снаряд попал в левую носовую часть барбета, взрывом разрушил часть 340-мм броневой плиты, а также образовал пробоину в прилегающей к барбету палубной плите.

Q) При обследовании обломков корабля на верхней палубе были обнаружены только несколько крупных снарядных и осколочных пробоин, но несомненно, что часть пробоин, укрытые донными осадочными породами, не были замечены. Но, тем не менее, важно отметить, что большая часть тикового покрытия палубы не выглядит сильно поврежденной - не только от воздействия огня и снарядов противника, но и от морских организмов и гнили. В этом отношении интересно сравнение тиковых палуб "Bismarck'a" с сосновыми палубами "Titanic'a", обследованного на дне во время предшествующей экспедиции Балларда. На последнем деревянное покрытие палуб практически не сохранилось, хотя, ради справедливости следует отметить, что и срок нахождения корабля на дне иной. На "Bismarck'e" основные повреждения покрытия палубы вызваны пожаром и отмечены в основном в районе вокруг барбета башни "Anton" и с кормовой стороны слева от барбета башни "Dora". При этом деревянные части палубы, подвергшиеся воздействию огня, сохранились очень хорошо. Открытая палуба корабля на дне практически не загромождена обломками, как это было - судя по описаниям уцелевших членов экипажа - перед гибелью линкора. Вероятнее всего все незацепившиеся за конструкции корпуса и надстроек обломки вывалились за борт во время опрокидывания корабля и рассыпались по океанскому дну.

R) В горизонтальных броневых плитах на палубе нижнего мостика, слева от носовой боевой рубки имеется два длинных разрыва. Фальшборт в этом месте сильно вспучен и выгнут. Обнаружена также громадная пробоина в стенке надстройки с левой стороны ниже крыла мостика. Можно предположить, что эти повреждения вызваны взрывами двух 356-мм снарядов на уровне палубы. При этом крепления фальшборта были только ослаблены, и лишь позже, уже после гибели корабля из-за воздействия воды фальшборт обрушился вниз. Недостаток освещения во время съемки и затененность объектов делает анализ повреждений этого района затруднительным. Йозеф Штац утверждает, что эти попадания произошли с очень коротким интервалом, уже в последние минуты боя, когда оба британских линкора находились очень близко от "Bismarck'a".

По предположению Йозефа Штаца навигационное оборудование на открытом мостике и в боевой рубке было уничтожено незадолго до его прибытия на мостик. Он убежден, что этими же попаданиями был уничтожен практически весь персонал штаба адмирала, а также корабельный командный состав, включая большинство находящихся на открытом мостике.

S) На кадрах подводной съемки "Bismarck'a" видно, что левобортный шлюпочно-самолетный кран лежит поверх пустой шахты барбета башни "Caesar". Несмотря на то, что кран полностью оторван от корпуса, он не упал за борт. Причиной этого могли стать сильный подпор воды во время погружения линкора и некоторая плавучесть балок крана. По поводу правобортного крана Йозеф Штац сообщил, что его не было на борту еще до того, как ему пришлось покинуть корабль около 10.30.

Т) Положение линкора на дне и общий ход обследования не дали возможности хорошо осмотреть повреждения левой стороны кормовой части ангара. Тем не менее достоверно известно, что 356-мм снаряд линкора "King George V", взорвавшийся в этом районе около 10.00, стал причиной гибели около 100 человек, включая старшего помощника командира линкора капитана 3-го ранга Ганса Оелса (Korvetten-kapitan Hans Oels). Этот снаряд легко пробил верхний бортовой пояс, толщиной 145 мм, и взорвался в помещении корабельной кормовой столовой, в 6 - 9 метрах от борта.

Оглавление

Hosted by uCoz