Оглавление

До зимы было необходимо перевести лидер для достройки во Владивосток, поэтому еще в середине 1938 года для обеспечения достройки и проведения испытаний кораблей - одновременно с лидером предполагалось перевести во Владивосток и эсминца "Решительный" проекта "7" - был поднят вопрос о создании там сдаточной базы. Началось строительство жилых и бытовых помещений, а также оборудование самой базы на территории Дальзавода. Начальником Владивостокской базы и уполномоченным завода "№199" во Владивостоке 1 сентября 1938 года был назначен З.Г. Сгибнев, прибытие которого ожидалось вместе с лидером.

Перевод лидера и эсминца было решено осуществить одновременно. Несмотря на то, что многие монтажные работы были выполнены на стапеле готовность лидера к буксировке была неполной - не были закончены работы по третьему котельному отделению и второму машинному. Еще хуже дело обстояло с эсминцем. Он был признан непригодным к буксировке. В соответствии с этим на рассмотрение Правительству поступил письменный доклад от представителя главного управления судостроительной промышленности НКОП А.М. Редькина о невозможности перевода кораблей во Владивосток в таком техническом состоянии. Однако руководство Военно-Морским Флотом настояло на буксировке, давая гарантию успешного проведения операции. Срочность перевода мотивировалась тем, что эти корабли являются новыми для Тихоокеанского флота и на них необходимо обучать личный состав как можно раньше.

Поэтому сразу после спуска на воду корабли стали готовить к буксировке. Ответственными за обеспечение операции были назначены от промышленности З.Г. Сгибнев, до ухода с лидером исполнявший обязанности главного инженера завода, а от Тихоокеанского флота - С.Г. Горшков - будущий командующий ВМФ СССР. Был составлен документ, регламентирующий ответственность сторон: Сгибнев отвечал за состояние кораблей на стоянке, а Горшков - на ходу.

27 сентября 1938 года лидер "Орджоникидзе" на буксире отошел от завода. На следующий день был выведен "Решительный". Оба корабля встретились в Николаевске-на-Амуре и благополучно дошли до Советской Гавани. Там, на местном заводе, были выполнены некоторые монтажные работы, а также проведена подготовка к буксировке морем. Работы на более готовом лидере были закончены раньше, поэтому он был уведен во Владивосток самостоятельно, под руководством З.Г. Сгибнева. С эсминцем остался С.Г. Горшков.

"Орджоникидзе" 25 октября 1938 года благополучно прибыл в главную базу Тихоокеанского флота. "Решительный" вышел из Советской Гавани только в ноябре, в период осенних штормов, которые и сыграли роковую роль а судьбе эсминца. Вскоре после выхода, 8 ноября 1938 года застигнутый сильным штормом эсминец ночью (в 22 часа) был выброшен на камни недалеко от Советской Гавани.

Во Владивостоке "Орджоникидзе" был поставлен на достройку. Основные работы были выполнены до весны 1939 года. После этого лидер был подготовлен к испытаниям. Их этапность была следующей:
-  Швартовые испытания - с 23 мая до 23 августа 1939 года;
-  Заводские ходовые испытания - с 23 августа до октября 1939 года;
-  Предъявление к официальным приемо-сдаточным испытаниям - 25 октября 1939 года;
-  Окончание официальных испытаний - 11 декабря 1939 года.

Во время испытаний лидер подтвердил высокие технические характеристики, которые ожидались от него. Полная скорость, достигнутая на испытаниях составила 40,7 узла (по спецификации 40 узлов), максимальная в форсированном режиме - 41,6 узла. Расчетная дальность плавания полным ходом составила 892 мили (при спецификационной 850 миль). Фактические характеристики превосходили результаты, полученные при сдаче головного лидера этого проекта "Минск" (его дальность плавания равнялась только 820 миль).

Как и ранее при испытании лидеров, на 'Орджоникидзе" кораблестроители столкнулись с явлением кавитации. Хотя гребные винты и валы были изготовлены строго по чертежам, кавитация давала о себе знать уже на оборотах винтов более 360 в минуту. Из-за этого в период испытаний лидеру пришлось два раза становиться в док.

Испытания механизмов и валопроводов лидера также показали обоснованность применения новой технологии - их монтажа во время стапельного периода в наливном доке.

27 декабря 1939 года лидер эскадренных миноносцев "Орджоникидзе" был принят в состав военно-морского флота, при этом его имя изменили но "Сеpro Орджоникидзе". Приемный акт подписали председатель приемной комиссии капитан 1-го ранга Белов, заместитель председателя комиссии командир бригады миноносцев капитан 1-го ранга Обухов, командир корабля капитан 3-го ранга Бологовой, все флагманские специалисты бригады и командиры боевых частей и служб корабля. В их числе был командир БЧ-3 Рассоха, вскоре ставший командиром лидера "Тбилиси" и в будущем вице-адмиралом. От завода акт приемки подписал директор завода Токарев.

Новый лидер в то время стал наиболее крупным и быстроходным кораблем Тихоокеанского флота. После проведения дополнительных испытаний и мероприятий боевой подготовки 6 мая 1940 года лидер был зачислен в состав 1-го дивизиона эскадренных миноносцев Тихоокеанского флота, 25 сентября 1940 года он был переименован в "Баку".

Строительство второго тихоокеанского лидера "Тбилиси" проходило более медленными темпами. Заложенный в строительном доке в Комсомольске-на-Амуре в августе 1936 года, он провел на стапеле гораздо больше времени и сошел на воду только 24 сентября 1939 года. После этого он находился в достройке у стенки завода, а затем был отправлен на зимний отстой в бассейн Силинского озера на территории завода. Спуск на воду лидера был произведен даже несколько преждевременно, но заводу было необходимо освободить стапельное место для строительства новых кораблей, Весной 1940 года "Тбилиси" был отбуксирован во Владивосток, но еще до этого на корабле, имевшим сравнительно большой процент готовности, был проведен ряд швартовых испытаний. Это позволило начать заводские ходовые испытания уже вскоре после прибытия лидера во Владивосток. Осенью того же года лидер провел приемные испытания и 11 декабря 1940 года был зачислен в состав Тихоокеанского флота.

Удлинение срока строительства лидера "Тбилиси" отразилось на его стоимости, которая составила 41.503 тысячи рублей, в то время как стоимость головного лидера "Орджоникидзе" оказалась меньше - 33.240,1 тысяч рублей.

Оглавление

Hosted by uCoz