Оглавление

Гавань Мусель хотя и могла вместить все корабли, но в условиях воздушного нападения, при полном отсутствии средств противовоздушной обороны и невозможности рассредоточить корабли, осколки одной разорвавшейся бомбы били сразу два или три объекта, а каждая подводная пробоина корабля при отсутствии дока в Хихоне могла стать непоправимой катастрофой. Ввиду невозможности заделать пробоину корабль пришлось бы затопить, чтобы он не достался неприятелю.

Кроме того, сдача Сантандера значительно сокращала республиканскую территорию на Севере. Авиация северного фронта к этому времени насчитывала едва ли полтора десятка боевых самолетов.

Наконец, обстановка, складывающаяся на море при наличии в руках республиканского флота только одного порта, давала возможность фашистам без активных действий, наличными силами надежно запереть вход в этот единственный порт торговым судам. Флот республиканцев был совершенно лишен возможности в этой обстановке помочь операциям армии чем-либо существенным даже ценой своей гибели.

Для усиления береговой обороны Хихона было решено вывезти туда орудия береговой обороны Сантандера, которые нужно было снять в последний момент, К демонтажу недавно поставленной в Сантандере 152-мм морской пушки приступили немедленно. Одновременно на мысе Провиденсия были начаты работы по подготовке основания для этой пушки рядом со второй такой же пушкой, к ремонту которой также приступили.

Для обеспечения якорной стоянки флота от торпедной атаки в открытом порту Мусель была заказана 100-метровая противоторпедная сеть, которую надо было установить на поплавках. С одного конца эту сеть предполагалось закрепить на молу, другой конец сети должен был держать специально для этой цели поставленный пароход.

Все необходимые работы для обеспечения базирования флота проводились форсированным порядком, так как наступление фашистов развивалось довольно быстрыми темпами.

21 и 22 августа фашисты сосредоточили действия своей авиации по узлу дорог Торрелавега, забрасывая бомбами и, обстреливая пулеметным огнем отходящие части республиканских войск и растянувшиеся по дорогам колонны беженцев.

В обстановке ежедневных воздушных налетов фашистов держать корабли в гавани Мусель было опасно. Кроме того, необходимо было обеспечить операцию по эвакуации войск из Сантандера. Поэтому 27 августа от 02.00 до 03.00 в море были высланы все подводные лодки на линию Сантандер - Хихон.

На высылаемые в Сантандер для эвакуации оставшихся там войск торговые и рыболовные суда назначались для проведения четыре-пять отборных бойцов и в качестве старшего - унтер-офицер. На некоторые суда были назначены для этой цели полицейские офицеры. Перед выходом из республиканского порта комендант и капитан торгового судна и рыболовного судна получали инструкцию, в которой разъяснялся порядок проведения операции.

Погрузив войска, суда должны были, в зависимости от своей осадки, идти в ближайший порт побережья, оставшийся в руках республиканцев, высадить вывезенных людей и снова отправляться за новой партией.

Всего в течение четырех суток было отправлено для эвакуации в Сантандер около тридцати рыболовных средних и мелких пароходов и моторных судов, два больших торговых парохода, вооруженные пароходы «Biscaya» и «Gipuscoa». Для обеспечения посадки войск из Ривадаселья в Сантандер 26 августа был отправлен «Torpedero N.3», который должен был прикрывать посадку людей на пляже Сардинеро (Сантандер) огнем пулеметов и малокалиберных орудий. Однако ночью 27 августа «Torpedero N.3» вернулся в Ривадаселья, так как, встретив по пути вооруженные суда мятежников, не мог прорваться в Сантандер. В течение 26 и 27 августа небольшая часть высланных судов вернулась в Ривадаселья и Хихон, имея на борту войска и беженцев.

В 21.30 28 августа для поиска остальных судов и сопровождения их к республиканскому побережью в море были высланы эсминцы «Ciscar» и «Jose Luis Diez», В течение ночи 28/29 августа они вели поиск судов в районе Ривадаселья, Сантандер, Кастро Урдиалес.

Командир подводной лодки «С-6» при возвращении в Хихон вечером 31 августа в море имел встречи в 20 и 8 милях от берега с двумя торпедными катерами. Один из них пытался выйти в торпедную атаку на подлодку, шедшую в надводном положении, но ей удалось уклониться. Подлодка, вернувшись в порт, немедленно приступила к замене поломанных горизонтальных рулей, намереваясь после ремонта снова выйти в море, так как длительное нахождение ее в базе представляло опасность.

30 августа республиканские войска отошли на линию Сан Висенте де ла Баркера и продолжали отход под давлением превосходящих сил противника, взрывая дороги и мосты, чтобы задержать продвижение его к Льянос. Было решено усилить фортификационными сооружениями естественный рубеж у Ривадаселья, организовав здесь сильную оборону.

2 сентября авиация противника дважды произвела налет на Мусель. В результате атаки был сильно поврежден испанский торговый пароход (около 3000 тонн), а два небольших рыболовных парохода были затоплены в гавани.

4 сентября в результате новой бомбардировки фашистской авиацией флота в Муселе был затоплен большой английский танкер водоизмещением около 6000 тонн.

3 сентября состав блокирующих сил фашистов на Севере пополнился минным заградителем «Vulkano» (одного типа с «Jupiter»). Фашисты начали усиленно проводить заграждение минами подходов к Хихону. Заградительные операции из-за опасения попасть под огонь береговых батарей проводились только ночью.

Днем корабли мятежников обычно крейсировали в 10-15 милях от берега на линии Хихон - Авилес. Ночью немецкие торпедные катера и вооруженные пароходы приближались к берегу на расстояние 2-3 миль, располагались в двух-трех линиях с севера на юг по одному - два катера в каждой и ходили курсами восток-запад с целью наблюдения за выходом из Хихона кораблей и их атаки. В составе блокирующих сил в этот период было от четырех до шести немецких катеров.

ВЫВОДЫ

Фашисты имели исключительно благоприятные условия для ведения своих операций. Республиканский Север был совершенно изолирован на сухопутном фронте, блокировался с моря, и в воздухе в течение всего времени ведения операций фашисты обладали подавляющим превосходством в силах. Эти обстоятельства нужно постоянно учитывать, делая выводы и заключения по опыту Севера.

Морская блокада северного побережья Испании стала возможной для относительно небольших морских сил фашистов только потому, что республиканские войска не имели авиации, действовавшей на морском театре.

При наличии авиации, которую можно было бросить на проводившие блокаду корабли фашистов, конечно, можно было бы избежать затруднений с подвозом продовольствия и снаряжения.

И все же морская блокада мятежников на Севере не была настолько действительной, чтобы вовсе запретить ввоз на Север продовольствия или оружия на торговых судах или выход в море боевым кораблям республиканцев в этих направлениях; блокада ограничивала эти возможности, но не исключала их.

При наличии трех портов Севера - Бильбао, Сантандера и Хихона - в распоряжении республиканских войск это ограничение было менее значительным; с потерей Бильбао и Сантандера оно стало более ощутимым.

Фашисты имели на Севере исключительно благоприятное сочетание условий для нарушения подвоза и эвакуации республиканцев, что помогало вести операции относительно небольшим составом морских сил.

О возможности применения опыта Севера Испании для осуществления блокадных операций в будущей войне все эти обстоятельства нужно иметь в виду.

Самостоятельная атака подводной лодки на неохраняемый эсминцами и сторожевыми катерами быстроходный крейсер, уклоняющийся от атаки отворотами и зигзагированием, может иметь (по опыту Севера Испании) успех при наличии смелых командиров, допускающих известный риск лодкой, находящейся под ударом артиллерии и корабельной авиации противника.

По опыту борьбы на море на Севере Испании почти при каждом возвращении кораблей с моря, особенно подлодок, остро стоял вопрос ремонта, причем ремонт обычно требовался срочный.

Ремонт этот, в общем, был небольшим, принимая во внимание сравнительно небольшой состав флота. Однако ремонтные потребности были весьма разнообразными: отливка небольшой шестеренки для дизеля; смена винтов эсминцев; ремонт конденсаторов; замена котельных труб; ремонт помп подводных лодок; ремонт орудия, поврежденного осколком бомбы; полная разборка и ремонт гирокомпаса; ремонт отдельных частей и особенно оптической части перископов; смена листов обшивки эсминцев и подлодок; заделка пробоин; ремонт электропроводки, пробитой мелкими осколками во многих местах; смена горизонтальных рулей подлодки; заделка пробоин в нефтяных цистернах и т.п.

Поэтому, несмотря на небольшой состав флота, ремонт охватывал все существующие цехи судоремонтного завода, требовал наличия квалифицированных рабочих и мастеров судоремонта всех специальностей, способных в короткий срок выполнить ремонт кораблей во всем его многообразии.

По опыту борьбы на Севере Испании, самый опасный противник флота, находящегося в базе, и сооружений базы (завод, хранилище) - это авиация противника. Если вопросы обороны с суши и моря могут считаться достаточно разработанными по опыту целого ряда войн, то по вопросам обороны с воздуха имеется далеко недостаточный и несколько устаревший опыт войны 1914-1918 годов и современный опыт войны в Испании 1936-1937 годов.

Оглавление

Hosted by uCoz