Оглавление

Мощный взрыв встряхнул корабль, и он сразу же стал терять скорость. Стал заметен быстро увеличивающийся крен на правый борт. Корабль начал медленно поворачивать влево, в сторону от немецких линейных кораблей.

В это время, эсминец "Acasta", прикрывая поворот авианосца, вышел в торпедную атаку на немецкие корабли. Перерезав им курс, эсминец вышел на правый борт линкоров и сделал два четырехторпедных залпа. Атака оказалась успешной. В 17.39 одна из торпед поразила линкор "Scharnhorst". Взрыв произошел в районе кормовой башни главного калибра и вызвал серьезные повреждения корпуса с большим числом жертв. Линкору пришлось уменьшить скорость (*).

Как и "Ardent", "Acasta" попал одним 4,7" снарядом в "Scharnhorst". Выходя из атаки, эсминец попал под сильный обстрел с немецких кораблей, был сильно поврежден, загорелся и вскоре затонул - через пять минут после "Glorious".

В 17.40, сразу после торпедирования "Scharnhorst", немецкие линкоры прекратили обстреливать британский авианосец, который уже не имел хода и, без сомнения, был обречен. В 18.12 он скрылся под водой. По эсминцу линкоры еще некоторое время вели огонь средним калибром и прекратили его только в 18.08, когда он также не имел хода и уже тонул (см.прим. 3).

Примерно в 18.15 немецкие корабли повернули в сторону Тронхейма, вскоре уменьшив скорость до 20 узлов. Никаких попыток спасти британские экипажи предпринято не было.

Приведенная схема боя основана на немецких источниках, так как документации британских кораблей не сохранилось.

Описания тяжелых испытаний, выпавших на долю небольшого числа уцелевших моряков экипажей "Glorious", "Ardent" и "Acasta". не приводятся в этой статье (**). Они, как и сами воспоминания моряков, достаточно подробно описаны в уже упоминавшейся книге Джона Винтона. Но все же некоторые факты нелишне привести и здесь.

Записи вахтенного журнала крейсера "Southampton" от 9 июня 1940 года свидетельствуют:

"11.55. В воде обнаружено тело. Изменен курс для обследования. Обнаружено 3 тела. 12.05. Увеличен ход до 20 узлов, чтобы присоединиться к колонне".

В полдень этого дня "Southampton", шедший в охранении войсковых транспортов, находился в точке 68°46'Nord, 03°40'East и обнаруженные тела, несомненно, были жертвами этого боя.

Около 15 часов 10 июня с норвежского судна "Marita" на переходе из Тромсе в Торсхавн (Фарерские острова) обнаружили пустой спасательный плот и плот с мертвыми телами, а также большие пятна нефти в точке 68°39'Nord, 04°05'East.

В ночь 10/11 июня, в 22.45 (в точке 68°15'Nord, 02°20'East) и 04.55 (в точке 67°59'Nordt 03°42'East), с норвежского судна "Borgund", также на пути из Тромсе в Торсхавн, обнаружили 21 спасательный плот и взяли на борт уцелевших моряков. Они были доставлены в Торсхавн 13 июня в 18.30 и впоследствии вернулись в Англию на эсминце "Veteran" (***).

Всего были спасены норвежцами 39 человек (один - с эсминца "Acasta"). Еще семеро, (двое с "Ardent") попали в немецкий плен - они были спасены норвежскими траулерами и немецкими гидросамолетами. (****)


* Взрыв торпеды произошел с правого борта линкора на 2,5 метра ниже кромки броневого пояса (торпеда попала под углом 15° к диаметральной плоскости). Образовалась пробоина длиной 14 метров и высотой 6 метров (по высоте вплоть до кромки пояса). Разрушена одна продольная переборка и две поперечных, затоплено около 30 водонепроницаемых помещений. Всего "Scharnhorst" принял внутрь корпуса около 2500 тонн воды и накренился на 5 градусов при дифференте на корму 3 метра. Было затоплено левое турбинное отделение и поврежден вал правой турбины. Вышла из строя кормовая башня главного калибра и одна башня среднего калибра. Имели повреждения приборы системы управления артиллерийским огнем. Из состава экипажа погибли 48 человек (в том числе 2 офицера).

** На борту британских кораблей в этом бою находились:
- "Glorious" - Капитан 1-го ранга Д'Ойли-Хуго (Captain Guy D'Oyly-Hughes DSO и DSC, RN); экипаж по штату 1200 человек; во время боя на борту находились 1245 человек.
- "Ardent" - Капитан-лейтенант Бэркер (Lieutenant-Commander J.F.Barker, RN); экипаж по штату 138 человек; во время боя на борту находились 161 человек (из них 10 офицеров).
- "Acasta" - Капитан 3-го ранга Гласфорд (Commander Charles Glasfurd, RN); экипаж по штату 138 человек; во время боя на борту находились 160 человек (из них 8 офицеров).

*** Обнаружение плавающих предметов среди ночи должно быть понятно, если вспомнить, что летом и этих широтах солнце не скрывается за горизонт в течение всех 24 часов суток.

Капитан 1-го ранга Броми (Captain Jack Broome) в книге "Convoy is to Scatter", описывая плавания "Veteran" и "Vanoc" во время этого периода, отмечает следующее: "...Как только войсковые транспорты отошли от норвежского берега "Veteran" и "Vanoc" вдруг отделились от эскорта конвоя, получив приказ следовать к северу на встречу с авианосцем "Glorious" и дополнить его эскорт ... Когда в полночь мы достигли точки рандеву, то при спокойном море и прекрасной видимости, не смогли обнаружить никаких следов "Glorious". Мы вели безуспешные поиски до тех пор пока не появились проблемы с топливом, а затем легли на курс по направлению к Фарерским островам, ... там мы обнаружили тридцать истощенных и обмороженных моряков из экипажа "Glorious".

Из офицеров "Glorious" в живых остались один капитан-лейтенант (Lieutenant-Commander) и два морских летчика младших лейтенанта (sub-Lieutenant FAA-pilots), один телеграфист-мичман (Warrant-officer), один командир эскадрильи (Squadron Leader) и один летчик лейтенант ВВС (Lieutenant RAF-pilot), He спасся ни один из старших офицеров корабля и ни один из офицеров, находившихся во время боя на мостике или в машинно-котельных отсеках, Из-за этого многие тактические и технические моменты боя навсегда останутся тайной.

**** Норвежским траулером были спасены радиотелеграфист с "Glorious" мичман Блэквелл (Warrant-olficer Blackwell) и трое старшин и рядовых. Они были высажены в Норвегии и стали военнопленными.

Оглавление