Оглавление

В настоящее время нет сведений подтверждающих отправление радиограмм о противнике с эсминцев, и эту ситуацию объяснить непросто. 18 июня 1940 года специалисты из Отдела связи Адмиралтейства (Signal Department of the Admiralty) дали следующие разъяснения по этому поводу. Они считают, что "... эсминцы эскорта атаковали неприятеля, и никакое достоверное объяснение не может быть дано по поводу предположения об их умышленном радиомолчании о противнике. Единственный вариант, который, можно допустить, это предположение, что они полагали, что на "Glorious" сделали необходимые сообщения. "Glorious" оставался на плаву еще, по крайней мере, 30 минут после открытия огня. Если бы его радиостанция была выведена из строя, разумно было бы ожидать, что эсминцам будут даны необходимые распоряжения, чтобы они сделали сообщения о противнике" -

Уцелевшие члены экипажей не смогли пролить свет на эти предположения. По сведениям единственного оставшегося в живых с эсминца "Acasta", его корабль не имел попаданий с вражеских кораблей вплоть до момента атаки на "Scharnhorst" около 17.30, то есть повреждений радиостанции до этого быть не могло. С "Ardent" также спасся только один человек, числившийся в расчете кормового орудия "X". По отношению к действию связи он не мог сообщить ничего, заслуживающего внимания.

ВЫВОДЫ

Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

a)  Независимо от мотивов и причин действия флагмана авианосной группы (Vice Admiral Aircraft Carriers - VAA), одобрившего просьбу "Glorious" о самостоятельном движении в Скапа-Флоу, следует считать по меньшей мере неосторожными (*). Тем более, что британский флот имел подобные прецеденты, - еще в сентябре 1939 года авианосец "Courageous", шедший самостоятельно также в охранении всего двух эсминцев был потоплен немецкой подводной лодкой "U-29". Тогда с кораблем погибли более 500 человек.

b)   Отсутствие достаточно активных действий немецкого надводного флота в ответ на британские операции в Норвежском море несколько усыпило Адмиралтейство и вызвало опасное чувство удовлетворенности. Авианосцы "Ark Royal", "Furious" и "Glorious" в течение нескольких недель, предшествующих операции "ALPHABET", многократно совершали 2000-мильные переходы в Нарвик и обратно, имея лишь незначительный эскорт. Для "Glorious", к примеру, этот поход был пятым. Эти ценные и легкоуязвимые корабли выходили в море без достаточного ближнего и дальнего прикрытия, с охраной только из эсминцев.

c)  Адмиралтейство не сообщало находящимся в море кораблям имеющиеся сведения о перемещениях немецких крупных кораблей. Морская разведка заблаговременно предупредила штаб о том, что один тяжелый корабль (или группа) покинули Балтику и, по предположениям, перемещаются в Норвежское море. Но Адмиралтейство не сообщило об этом факте ни кораблям флота, ни береговому командованию Королевских военно-воздушных сил. А ведь вполне возможно, что, имея эту информацию, командир авианосной группы мог запретить "Glorious" следовать самостоятельно.

d)   Командир "Glorious" не осуществил требуемые меры по защите своего корабля и кораблей эскорта от неожиданного нападения надводных кораблей противника (**). Авианосцу следовало бы обеспечить авиационное прикрытие своей группы в светлое время суток. Это позволило бы обнаружить немецкие корабли на расстоянии примерно 40 миль, предупредить флот о противнике задолго до сближения и, по всей вероятности, избегнуть перехвата, благодаря своей быстроходности. Но, даже без авиационного прикрытия, находясь в одиночном боевом походе, "Glorious", по меньшей мере, должен был подготовить к бою единственное свое оружие и иметь на палубе готовые к запуску самолеты.


* Вице-Адмирал Лайонел Виктор Уэллс [Vice Admiral Lionel Victor ("Nutty") Wells] позже стал Флагманом района Оркнейских и Шетландских островов [Flag Officer Orkneys & Shetlands], держал свой флаг на старом дредноуте "Iron Duke", навсегда установленным в Скапа-Флоу.

** Противолодочный зигзаг, примененный при движении "Glorious" и отсутствие мер по подготовке авиации к боевым действиям (самолеты даже не были подняты на палубу) указывают, что командование авианосцем было в большей степени обеспокоено вероятной угрозой из-под воды, чем нападением надводных кораблей. Известно мнение командира авианосца Капитана 1-го ранга Д'Ойли-Хуго (Captain D'Oyly-Hughes), в прошлом подводника, высказанное им в начале войны; "... что касается противолодочных операций, то можно утверждать, что субмаринам нет необходимости беспокоиться,- самолеты не топили субмарин и вряд ли когда-либо будут". Этого мнения он, вероятно, придерживался и впредь, чем можно объяснить отсутствие во время похода подготовленных к вылету самолетов.

Оглавление

Hosted by uCoz