Оглавление

БОЛЬШИЕ МОНИТОРЫ ДЛЯ БРИТАНСКОГО ФЛОТА ВРЕМЕН ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

(Размеры в таблицах - якобы в метрах, но это явно футы. См. также статью о мониторах с 18-дм орудиями. Прим. ВВС)

Мониторы - как класс боевых кораблей - в британском флоте зародился в 60-х годах XIX века. Однако из-за слишком малой мореходности мониторы не получили признания в британском флоте, и после 1872 года их строительство было прекращено. Вновь они появились в составе британского флота только в годы Первой мировой войны, когда появилась острая необходимость в таких кораблях для обстрела бельгийского побережья из крупнокалиберных орудий. Для вооружения были использованы уже имеющиеся орудия, запасные или снятые со старых кораблей. Собственно говоря, сами корпуса кораблей проектировались и строились под уже готовые орудия. Скорость и мореходность были отданы в жертву орудийной мощи. Остойчивость и защита обеспечивались необычной формой корпуса сравнительно большой ширины.

Ниже приведены справочные сведения о мониторах британского флота времен Первой мировой войны.

Указанные в таблице вымпельные позывные распределены в соответствии с датами приказа о их присвоении.

ТИП «GORGON»

9/1915 1/1918 Имя в норв. и брит фл. Даты постройки (заложен, спущен на воду, готовность) и фирма-строитель
N.03 N.50 «Bjoergvin» «Glatton» 26.05.1913  8.08.1914 .07.1918  «Sir W.G.Armstrong, Whitworth & Co Ltd» (Walker on Туле)
P.59 N.51 «Nidaros» «Gorgon» 11.06.1913 9.06.1914 .06.1918 «Sir W.G.Armstrong, Whitworth & Co Ltd» (Walker on Туле)
EngBgMon001.jpg EngBgMon004.jpg
Корабль береговой обороны «Gorgon» Корабль береговой обороны «Gorgon». 1919 г.
EngBgMon005.jpg EngBgMon003.jpg
  Корабль береговой обороны «Gorgon». 1918 г.
EngBgMon002.jpg  
Корабль береговой обороны «Glatton»  

В британском флоте эти единицы классифицировались как корабли береговой обороны (Coast Defence Ships).

Водоизмещение:

5700 ts

Размеры: 310 (нб) 290 (пп) х 55 (73,5 - по булям) х 16,5 м
Экипаж: 303 чел.
Механизмы и ходовые качества: 2 ВПМ-III расширения производства «R. & W. Hawthorn, Leslie & Co Ltd»; 4 водотрубных котла Yarrow; 4000 IHP = 13,0 уз.; 364 т угля и 170 т жидкого топлива;
Вооружение:  2-9,2-дм./L50 и 4-6-дм./L50 орудий производства Elswick; 2-3-дм. зенитных пушек и 4 зен. автомата Pom-Pom.
Бронирование:  пояс по ВЛ 7дм. (в оконечностях 4 дм.); верхний пояс 4 дм.; палуба - 2 дм.; башни - 8 дм.; казематы средней артиллерии 6 дм.; носовая БР 8 дм.; кормовой пост управления 6 дм.

Строительство обоих кораблей началось по заказу правительства Норвегии в качестве броненосцев береговой обороны. Первоначальный проект предусматривал скорость 15 узлов при ширине корпуса 17 м. В августе 1914 г. строительство было остановлено в связи с началом войны. До 1915 года корабли отстаивались в гавани Tyne в недостроенном состоянии. 9.01.1915 Адмиралтейство приняло решение о зачислении их в британский флот. 31.01.1915 они были выкуплены у Норвегии. Во время перестройки была увеличена ширина корпуса, устроены специальные бортовые наделки. В ряде источников указывается, что плиты бортового пояса так и не были навешены полностью. В класс мониторов они так и не были перечислены так как по мнению британских моряков получили недостаточное вооружение и имели слишком большую осадку.

Оглавление