Оглавление

Орудия были выкуплены Адмиралтейством, а Черчилль распорядился срочно создать под эти орудия проект мелкосидящего монитора. Потребность в таких кораблях выявилась осенью 1914 года в связи с необходимостью бомбардировок тяжелыми орудиями береговых позиций противника.

Орудия были отправлены в оружейные мастерские «Coventry Ordnance Works» («Abercrombie» и «Havelock») и «Elswick Ordnance Works» (два других монитора) для переделки башен в вариант мониторов.

Разработанный проект имел множество недостатков, основными из которых признавались очень низкая скорость и плохая управляемость. Мониторы строились в большой спешке (программа испытаний была сокращена до минимума), но, несмотря на имевшиеся недостатки, оказались весьма полезными кораблями с хорошей защитой.

Первоначально класс кораблей получил обозначение «Styx»-class. Кораблям были присвоены наименования в честь американских военных деятелей, что подтверждало американское происхождение орудийных башен (они были изготовлены в США). Однако были высказаны скандальные претензии о продаже Америкой орудий воюющей стране, что нарушало нейтралитет США. Следствием этого стало переименование мониторов, причем произошло это неоднократно:

«Abercrombie» - с .11.1914 - «Farragut», с .12.1914 - «Admiral Farragut», с 31.05.1915 - «М.1», с 19.06.1915 - «General Abercrombie», с 21.06.1915 - «Abercrombie».

«Havelock» - с .11.1914 - «General Grant», с 31.05.1915 - «M.2», с 20.06.1915 - «Havelock».

«Raglan» - с .11.1914 - «Robert E. Lee», с 31.05.1915 - «М.3», с 20.06.1915 - «General Raglan», с 23.06.1915 - «Raglan».

«Roberts» - с .11.1914 - «Stonewall Jackson», с 31.05.1915- «M.4», с 19.06.1915 - «Earl Roberts», с 22.06.1915 - «Roberts».

Все мониторы по готовности были отправлены в Средиземное море и приняли участие в Дарданелльской операции.

EngBgMon012.jpg EngBgMon013.jpg
«Roberts» с самолетом «Short.166» на борту. 1915г.
EngBgMon014.jpg
«Roberts» «Abercrombie». 1919 г.
  EngBgMon015.jpg
  «Abercrombie». 1919г.
EngBgMon017.jpg EngBgMon016.jpg
«Havelock» в период разборки. 1927 г. «Abercrombie»

«Havelock» и «Roberts» вернулись в Англию в 1916 г. Два других оставались в Средиземном море до конца войны. Первоначальный проект предусматривал наличие на борту одного самолета. Взлетная площадка для них устраивалась поверх орудийной башни. Однако из-за незначительной дальности плавания мониторов и неудобства для стрельбы из орудий от несения самолетов командование отказалось. Обоснование этого было вполне резонным - при действиях мониторов вблизи берега самолеты было эффективнее использовать с береговых аэродромов. Известно только несколько случаев использования самолетов с этих мониторов. "Roberts" в сентябре 1915 г. в течение нескольких недель имел на борту самолет "Short-166". В двух случаях самолеты брал на борт монитор "Raglan" - в октябре 1916 г. "Short-166" и в сентябре 1917 г. - "Short-184". На "Abercrombie" только в сентябре 1917 г. проводились опыты по использованию с корабля самолетов "Sopwith Schneider".

Оглавление

Hosted by uCoz