Оглавление

В мае новый поход в Испанию. С 5 по 14 мая "Maille-Breze" посетил Пальма де Майорка и Валенсию.

1 июня 9-я легкая дивизия присоединилась к кораблям, участвовавшим в уже начавшихся совместных с Атлантической эскадрой маневрах и участвовала в них до конца месяца.

23 июля - 1 августа "Maille-Breze" вновь ходил в Испанию, посетив порты Валенсия и Барселона.

В августе-сентябре контр-миноносец провел докование, а в ноябре-декабре три раза ходил в море на учения.

1938 год.

С 1 февраля до 11 марта "Maille-Breze" совершил два выхода в море для упражнений.

I1  мая - 7 июня он участвовал в весеннем походе эскадры в Алжир и Тунис. А затем, в середине июня, в составе дивизии выходил в море для учений, одновременно посетив Аяччо.

12 ноября командиром "Maille-Breze" назначен капитан 2-го ранга Хамель (Capitaine de Fregate Hamel). После этого корабль в октябре-ноябре совершил два выхода а море для упражнений.

1939 год.

С 18 января до 10 марта состоялся общий выход эскадры на маневры с одновременным посещением портов Касабланка, Оран, Алжир, Бизерта, Сус, St.Florent и Аяччо.

В апреле-мае на "Maille-Breze" спаренные лафеты 13,2-мм пулеметов размещены на специальных площадках побортно от орудия N-2, в нос от крыльев мостика.

В апреле-июне корабль участвовал в трех эскадренных выходах на учения.

В конце августа из-за обострения политической обстановки были отозваны отпускники, а корабль был подготовлен к увеличения экипажа в связи с предполагавшейся мобилизацией.

29 августа недавно организованная 3-й эскадра сил Открытого моря (Forces de Haute Mer) возглавляемая "Algerie" и включающая 1-ю и 2-ю эскадры крейсеров и 3-ю эскадру легких сил (5-я, 7-я и 9-я дивизии контр-миноносцев, 9-я дивизия к этому времени состояла из контр-миноносцев "Maille-Breze", "Kersaint" и "Cassard") вышла из Тулонa в море. Целью выхода было осуществление дальнего прикрытия конвоя R-3 из семи пароходов, перевозивших войска из Марселя в Corse, а также одиночного перехода пакетбота "Chellah" с войсками в Марокко. 1 сентября корабли вернулись в Тулон для заправки.

2-3 сентября 3-й эскадра сил Открытого моря перешла из Тулонa в Оран, а оттуда в середине сентября в Алжир. 21-23 сентября "Maille-Breze" со своей дивизией отконвоировали из Алжирa в Марсель пароходы "Sidi-bel-Abbas" и "President Dal Piaz", перевезшие армейскую часть (2344 человека). Оттуда дивизия ушла в Тулон. Другие корабли 3-й эскадры ходили в Гибралтар, затем вернулись в Оран, a 5 октября собрались в Тулонe.

7 октября "Algerie", "Dupleix", "Maille-Breze" и "Vauquelin" вышли из Тулонa и, поспешно заправившись топливом в Оране 9 октября, ушли в Дакар. Там 14 октября они вошли в состав соединения "Force X" (флагман "Strasbourg").

19  октября "Maille-Breze" и "Vauquelin" вышли из Дакарa с целью усилить эскорт конвоя SL-5, следующий в Сьерра-Леоне. Не заходя в порт оба контр-миноносца ушли в Касабланку, куда прибыли 25 октября, но уже 28-31 октября они перешли в Тулон, следуя в охране конвоя 2-LK.

15-16 ноября "Maille-Breze" выходил в море для упражнений в районе Salins. По возвращении в Тулон 17 ноября корабль был принят новым командиром капитаном 2-го ранга Глофином (Capitaine de Fregate Glofin) (так в тексте, на следующей странице он Глотин - Glotin, по интернету подтверждается написание Glotin, прим. ВВС). 27 ноября - 2 декабря корабль ходил для упражнений в район Corse.

16-18 декабря "Maille-Breze" и "Kersaint" перешли из Тулонa в Касабланку.

20   декабря "Maille-Breze" вместе с "Albatros", "Vauban", "Bison" и "Kersaint" вышли из Касабланки и 22 декабря в районе Азорских островов соединились с "Lorraine", "Marseillaise" и "Jean de Vienne" и конвоем из 4 пароходов, груженных 150 разобранными самолетами. 23 декабря эскорт усилился эсминцами "Tempete", "Tornade" и "Typhon". 24 декабря "Lorraine" с частью эскорта (включая "Maille-Breze" отделились от конвоя и 27 декабря прибыли в Тулон.

1940 год.

16-19 января "Maille-Breze" с другими кораблями выходил в район Salins для упражнений.

24 января "Maille-Breze" и "Kersaint" вышли из Тулонa в Аяччо для оказания помощи. "Forfait'y", потерявшему ход из-за аварии машин. Вскоре к ним присоединился "Marigot", который смог взять "Forfaifa" на буксир. "Maille-Breze" и "Kersaint" 26 января прибыли в Бонн, а оттуда 29-го ушли в Филиппвиль. 31 января - 1 февраля они перешли в Алжир. 3 февраля они покинули порт и с присоединившимися 4-го "Albatros" и "Vautour" 6 февраля зашли на рейд Касабланки.

9-14 февраля "Dupleix", "Foch", "Maille-Breze", "Kersaint", "Albatros" и "Vautour" эскортировали три транспорта, следующих от Бермуд, а затем вернулись в Касабланку. После заправки топливом вечером 15 февраля они вышли в Оран, куда прибыли 16-го, обнаружив 15 февраля в 18.10 перископ неизвестной лодки.

21-22 февраля "Maille-Breze" участвовал в эскортировании из Орана в Марсель транспорта "Medie II" с войсками на борту (тысяча человек). 25 февраля корабли эскорта перешел в Тулон, где "Maille-Breze" на 4-9 марта становился в док.

10 марта "Maille-Breze", "Vauban", "Aigle" и "Lynx" вышли из Тулонa и вступили в эскорт "Bretagne", "Algerie" и "Primauguet" (на борту двух первых находилось большое количество золота, переправляемого в Галифакс). Пополнив запасы топлива в Оране 12 марта корабли 14-го прошли Гибралтар и вскоре к ним присоединились эсминцы "La Palme", "Le Mars" и "La Railleuse". Позднее "Primauguet" и "Lynx" отделились и ушли в Касабланку, а к конвою присоединился вспомогательный крейсер "Victor Schoelcher". 15 марта "Maille-Breze" с "Vauban" задержали португальский транспорт "Guinea". Вскоре контр-миноносцы и эсминцы покинули конвой и 17 марта пришли в Касабланку.

19-20 марта "Maille-Breze" с теми же кораблями перешел из Касабланки в Оран. 24-26 марта они отконвоировали в Марсель вспомогательный крейсер "El Djezair", на котором переправлялись 698 сенегальских стрелков, а оттуда перешли в Тулон.

30 марта "Maille-Breze" был переведен в Брест в 5-ю дивизию контр-миноносцев (куда входили "Tartu" (флагман) и "Chevalier Paul"), заменив в ней отправляющийся для докования в Тулон "Vauquelin".

1-2 апреля "Maille-Breze" в составе дивизии ушел из Тулонa в Оран, и после заправки топливом 2-5 апреля вместе с крейсером "Emile Bertin" они перешли в Брест. Там корабли прошли размагничивание и затем вошли в состав соединения "Force Z", организованного для действий совместно с британскими силами у берегов Норвегии.

6-8 апреля корабли "Force 2" перешли из Брестa в Скапа-Флоу и после заправки топливом вышли в море, где присоединились к 1-й британской эскадре крейсеров (флаг на "Devonshire"). 9 апреля к ним добавилась 2-я эскадра крейсеров (флаг на "Galatea"), а к 10 часам утра они соединились с главными силами британского Home Fleet (флаг на "Rodney"), шедшим к берегам Норвегии. К 16 часам начались авиационные атаки. Между 16.10 и 17.40 вблизи "Maille-Breze" (шел в колонне за "Arethusa", "Emile Bertin" и "Tartu") взорвались 4 авиабомбы. Около 20 часов "Arethusa", "Galatea", "Emile Bertin", "Tartu" и "Maille-Breze" были отделены от флота и отправились для осмотра подходов к Bergen'y, откуда, ничего не обнаружив, 10 апреля ушли в Скапа-Флоу. Около 15.30 с "Emile Bertin" сообщили о перископе, и "Maille-Breze" отклонился в указанном направлении, но обнаружил там только рыболовецкую барку. Вскоре после вступления в колонну "Maille-Breze" был атакован самолетом, 3 бомбы которого взорвались в 100 метрах от ЛБ корабля. В 20.30 отряд прибыл в Скапа-Флоу.

13 апреля "Emile Bertin", "Tartu", "Maille-Breze", "Chevalier Paul" и эсминец "Boulonnais" вышли из Скапа-Флоу и 14-го прибыли в Гринок.

16 апреля 5-я дивизия контр-миноносцев покинула Гринок, следуя в эскорте конвоя FP-1 (вспомогательные крейсеры "Еl Djezair", "El Kantara", "El Mansour", "Ville de Оран" и английский лайнер "Franconia"). Вечером, на пути в Скапа-Флоу корабли получили приказ следовать в Lillesjona, a 17 апреля их перенаправили в Намсос. По пути к ним присоединились "Emile Bertin", "L'Epervier" и HMS "Cairo". 19 апреля в 11.51 "Maille-Breze", шедший в голове колонны, был атакован торпедой с подводной лодки, которая прошла всего в 10 метрах от форштевня. В 11.59 "Mailie-Breze" начал бомбить предполагаемое место лодки, но из-за неудачного маневра "Chevalier Paul" был.вынужден отклониться и возобновил бомбометание только в 12.20 (6 бомб). В 12.30 "Maille-Breze" получил приказ оставаться на месте для наблюдения и далее патрулировал на 18 узлах вокруг своих ориентиров. Место было определено как 64°44' N 07°49' Ost. В 13.15 с него сделали запрос на проходившие "Afridi" и "Nubian" о прослушивании района аппаратурой ASDIC (на французе подобных приборов не было), но английские корабли прошли мимо. В 13.54 "Maille-Breze" отбомбил замеченный водоворот (8 бомб), но там обнаружил только перевернутую шлюпку. В 23.30 был замечен проходивший "Nubian". Ночью в 01.36 к "Maille-Breze" присоединился "Tartu", и они вместе ушли к Namsenfjord. В 5 часов утра они встретились с 1-й дивизией вспомогательных крейсеров (флаг на "El Djezair"), шедшей из фьорда, и далее проследовали к берегам Шотландии. 21 апреля они прибыли в Sullom Voe, где заправились топливом.

Оглавление

Hosted by uCoz