Оглавление

КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ И КОРАБЛИ БЕРЕГОВОЙ ОБОРОНЫ

Все финские канонерские лодки носили старинные названия финских провинций.

Две однотипные канонерские лодки "Hameenmaa" (бывший немецкий "Wulf", ранее русский "Пингвин") и "Uusimaa" (бывший немецкий "Вео", ранее русский "Голубь") достались Финляндии от России. Эти корабли были зачислены в списки русского Балтийского флота 22 сентября 1916 года и строились в составе серии из шести однотипных тральщиков (одновременно сетевые заградители). Заложены они были на стапельных местах мостостроительного завода в Гельсингфорсе (Хельсинки) в 1916 году, на воду сошли в 1917 году. [3]. Во время немецкой интервенции в Финляндии эти корабли были конфискованы. После окончания боевых действий немцы использовали их для траления восточной части Балтийского моря, после чего в конце 1920 года передали Финляндии. Однотипные русские "Бекас", "Кулик", "Стриж" и "Чибис" в том же 1920 году были проданы Чили.

При водоизмещении 400 тонн (полное 530 тонн) канонерские лодки имели длину 52,0 метра, ширину 7,5 метра, осадку 3,4 метра [3]. Главное вооружение первоначально состоял из двух 102-мм орудий Обуховского завода, одного 40-мм зенитного автомата и трех зенитных пулеметов. Весной 1944 года 102-мм орудия заменили на два 105-мм зенитных орудия завода "Rheinmetall". Помимо этого, корабли получили по два 40-мм автомата "Bofors" и по несколько 20-мм автоматов "Madsen". Могли принимать до 40 мин. Две вертикальные паровые машины тройного расширения мощностью 1400 л.с. позволяли развить скорость 15 узлов. Запас угля 70 тонн обеспечивал дальность плавания на полной скорости 700 миль. Экипаж составляли 73 человека [1].

Еще две однотипные канонерские лодки "Karjala" (бывший русский "Филин"), "Turunmaa" (бывший русский "Чирок") также первоначально были русскими кораблями. В списки Балтийского флота их зачислили 22 сентября 1916 года [3]. Строились они в качестве сторожевых и конвойных кораблей (с возможностью использования для траления) в серии из шести однотипных единиц в 1917-1918 годах. Производилось строительство на заводе Крейтона в Або (затем Турку). Как и предыдущие корабли они летом 1918 года были конфискованы немцами и затем переданы Финляндии. Однотипные "Лунь" и "Водорез" в 1920 году купила Польша, а недостроенных "Горлицу" и "Сову" разобрали на стапеле.

По величине они были несколько меньше предыдущих канонерок и имели водоизмещение в 350 тонн. Длина равнялась 50,0 метров, ширина 7,0 метров, осадка 2,9 метров. В качестве канонерских лодок они имели на вооружении два 75-мм орудия "Кане", три 20-мм зенитных автомата "Madsen" и один 13-мм пулемет. По проекту они могли принять на борт 20-30 мин, но так имели слабый корпус, их полную минную загрузку приходилось уменьшать. Вертикальная паровая машина развивала мощность 1000 л.с. и обеспечивала кораблю скорость 15 узлов. 50 тонн угля позволяли судам пройти без бункеровки 700 миль полным ходом. Экипаж составляли 68 человек [1]. 

Две другие канонерские лодки "Aunus" (бывший английский пароход "Kingston Emerald") и "Viena" (бывший английский "Conan Doyle") назывались в честь восточно-карельских провинций, входивших в состав СССР и захваченных финскими войсками в 1941 году. В соответствии с мобилизационным планом они вошли в состав финского военного флота в конце 1942 года в качестве вспомогательных канонерских лодок, а до этого были рыболовными траулерами фирмы "Suomen Kalastus". В сравнении с канонерскими лодками типов "Uusimaa" и. "Turunmaa", которые имели скорость хода 15 узлов, они были много медленнее - развивали только 9-10 узлов.

Канонерская лодка "Aunus" была построена в 1927 году и имела водоизмещение 360 тонн при размерах (длина-ширина-осадка) 48,5 - 7,2 - 5,1 метров. Вооружение составили одно 130-мм орудие русского образца, один 40-мм и два 20-мм зенитных автомата. Паровая поршневая машина мощностью 575 л.с. обеспечивала скорость 10 узлов, а имея 160 тонн угля корабль мог пройти 2000 миль. В состав экипажа входили 53 человека [1].

Более старая канонерская лодка "Viena" постройки 1915 года имела водоизмещение 276 тонн и размеры 45,0 - 7,0 - 4,7 метров. Вооружение было практически такое же - одно 130-мм орудие русского образца и три 20-мм автомата. 540-сильная машина давала кораблю скорость 10 узлов и дальность плавания 3600 миль при запасе угля 170 тонн. Экипаж - 53 человека [1].

Во время Зимней войны 1939-1940 годов канонерские лодки использовались для береговой охраны. В составе военного флота была организована сторожевая флотилия охраны водного района (капитан-лейтенант Вайонмаа (Kapteeni-luutnantti Vaionmaa) в составе канонерских лодок "Uusimaa", "Hameenmaa", "Turunmaa" и "Karjala", а также восьми сторожевых катеров. Районом их действия было главным образом Аландское море. После окончания боевых действий сторожевая флотилия расформирована не была. Летом 1941 года она базировалась в юго-западном районе шхер, но 29 августа 1941 года была проведена капитаном 3-го ранга Пуккила (Komentaja-kapteeni Pukkila) в обход полуострова Ханко и расположилась в Финских шхерах, где базировалась до сентября 1944 года. В 1943-1944 годах корабли этого соединения образовали 1-ю флотилию канонерских лодок, а вспомогательные канонерские лодки "Aunus" и "Viena" - 2-ю флотилию.

Канонерские лодки, особенно" "Uusimaa" и "Hameenmaa", принимали активное участие почти во всех серьезных боевых столкновениях. "Uusimaa" (капитан-лейтенант Викберг (Kapteeni-luutnantti Wikberg) 26 июля 1941 года у острова Бенгтшер (Bengtskar) потопила советский сторожевой катер "МО-238". Через год, 8 июля 1942 года у острова Соммерс она же потопила два советских торпедных катера, "Hameenmaa" под командованием капитан-лейтенанта Хонгисто (Kapteeni-luutnantti Hongisto) в этом же бою - один сторожевой катер типа "МО".

Оглавление

Hosted by uCoz