2 мая 1943 года советские самолеты у острова Хаапасари (Haapasaari) потопили канонерку "Turunmaa". В этот день, по донесению летчиков, пять штурмовиков Ил-2 с 11.20 до 11.25 в районе Хаапасаарских шхер штурмовали одну канонерскую лодку и один сторожевой катер противника. Канонерская лодка была потоплена попаданием бомбы ФАБ-100, а сторожевой катер поврежден. В районе цели самолеты были атакованы шестью вражескими самолетами "Fiat-50" и одним "Me-109", от огня которых загорелся один Ил-2. Падая на горевшем самолете, летчик сержант Репин пытался таранить неприятельский сторожевой катер, но упал в воду, не дотянув 50-100 метров до цели. По финским данным, полученным после войны, выяснилось, что в действительности самолеты атаковали канонерские лодки "Turunmaa" и "Karjala". Одна из бомб попала в "Turunmaa". Из тех же материалов видно, что сержант Репин пытался таранить не сторожевой катер, а канонерскую лодку "Karjala", стрелявшую по самолету из носового автомата [2].
В октябре того же года "Turunmaa" была поднята, восстановлена и вновь введена в строй. В июне-июле 1944 года во время упорных боев в районе Койвисто - бухта Виипури (Viipuri) канонерская лодка "Turunmaa" была снова сильно повреждена. Тогда же, в бою 4 июля, повреждения получила и канонерская лодка "Uusimaa", на которой были ранены все офицеры, а командир капитан-лейтенант Карстен (Kapteeni-Iuutnantti Karsten) убит.
В октябре 1944 года, после капитуляции Финляндии, "Uusimaa" и "Hameenmaa" были переведены в шхеры Ботнического залива, для борьбы против немецкой Лапландской армии в районе Торнио. После войны они использовались в качестве тральщиков в шхерах Финского залива, а затем, в 1953 году, проданы за границу на слом.
Первой подводной лодкой, вступившей в строй финского флота стала "Vetehinen" - головная в серии из трех единиц. За ней последовала "Vesihiisi", а через год еще одна "Iku Turso". Эти три лодки строились на верфи Крейтон-Вулкан (Crichton-Vulkan) в Турку, по чертежам, разработанным специалистами немецко-голландской фирмы "N.V.Ingenieurskantoor voor Seheepsbouw" "IvS-Inkavos"). Наименования им присваивались в честь морских чудовищ из народного эпоса "Калевала".
Vetehinen" - спуск на воду 1 июня 1930 года, ввод в строй 13 октября 1930 года.
"Vesihiisi" - спуск на воду 1 августа 1930 года, ввод в строй 2 декабря 1930 года.
"Iku Turso" - спуск на воду 5 мая 1931 года, ввод в строй 13 октября 1931 года.
Это лодки среднего типа, водоизмещением 495 / 600 тонны и размерами (длина-ширина-осадка) 63,5 - 6,1- 3,5 метра. Два дизеля фирмы "Atlas" мощностью по 580 л.с. и два электромотора по 360 л.с. обеспечивали скорость 13,5 / 8,5 узла, (подводную / надводную - соответственно). Вооружение состояло из двух носовых и двух кормовых 533-мм торпедных аппаратов, а также одного 76-мм орудия и 20-мм автомата. Лодка также могла ставить мины, которых брала на борт 20 штук. Экипаж - 29 человек.
Почти одновременно в состав финского флота была введена небольшая лодка (Liliput) "Saukko" (Выдра), построенная на "Хиталахти-верфи" "Hietalachti-Werft") в Хельсинки. Лодка была спущена на воду 2 июля 1930 года, а 15 декабря 1930 года введена в строй флота. Водоизмещение лодки равнялось 130/140 тонн. Длина равнялась 32,4 метра, ширина 3,2 метра, осадка 3,0 метра. Дизель Круппа мощностью 200 л.с. для надводного хода и электромотор мощностью 120 л.с. для подводного хода обеспечивали лодке скорость 7,0 / 5,7 узла (соответственно). Вооружение включало два 450-мм носовых торпедных аппарата и один 12,7-мм пулемет. Экипаж - 13 человек.
Пятая подводная лодка "Vesikko" (Хорек) строилась в Германии и была задумана в качестве опытного образца немецких подводных лодок, впоследствии получивших обозначение Тип II". Но на верфи лодка была официально объявлена как строящаяся для продажи. Закладка лодки состоялась 1 августа 1931 года, заводской номер "CU.707". 10 мая 1933 года лодку спустили на воду. Испытания, проведенные в 1933-1934 годах, стали удобным случаем потренировать молодых немецких офицеров в условиях практически запрещенного в Германии подводного оружия. 13 января 1936 года "CU.707" была куплена Финляндией и 30 апреля 1936 года зачислена во флотилию подводных лодок под названием "Vesikko" (к этому времени в составе германских ВМС были уже 24 таких "челна").
"Vesikko" относилась к малому типу подводных лодок и имела водоизмещение 254 / 303 тонн. Размеры лодки (длина-ширина-осадка) составляли 40,9 - 4,1 - 3,8 метра. Энергетическая установка состояла из двух дизелей типа "MWM" мощностью по 350 л.с. и двух электромоторов по 180 л.с. Скорость надводного / подводного хода равнялась 13,1 / 8,1 узла. Три носовых торпедных аппарата калибром 533 мм и один 20-мм зенитный автомат составляли вооружение лодки. Мины на борт не принимались. Экипаж - 19 человек.
Во время Зимней войны 1939-1940 годов три финские большие подводные лодки выставили мины у эстонского побережья. На выставленном "Vesihiisi" у Балтийского порта заграждении 11 января 1940 года подорвался и затонул немецкий пароход "Dietrich Hasseldiek" (600 БРТ). Для торпед подводных лодок подходящих целей не нашлось. Только 7 декабря 1939 года подводная лодка "Vetehinen" под командованием капитан-лейтенанта Пакала (Kapteeni-Iuutnantti Pakkala) пыталась атаковать у Либавы советский ледокол "Ермак", однако завершить атаку помешала сильная вьюга. С середины января из-за тяжелых ледовых условий дальнейшее боевое использование подводных лодок стало невозможным.
Война против СССР началась с возобновления в конце июня 1941 года минных постановок в советских территориальных водах. На одном из таких заграждений южнее острова Гогланд 27 августа погибла подводная лодка "Щ-301" ("Щука"). 3 июля восточнее Гогланда подводная лодка "Vesikko" под командованием капитан-лейтенант Айттола (Kapteeni-Iuutnantti Aittola) потопила торпедой транспорт "Выборг" (4100 тонн).