Оглавление

Больших успехов лодки добились в следующем году. Осенью 1942 года большие подводные лодки, частично модернизированные и оборудованные новыми акустическими приборами, действовали в Аландском море против советских подводных лодок. Бесшумно двигаясь под электромоторами в подводном положении, они сумели захватить врасплох три советские подводные лодки. 21 октября "Vesihiisi" под командованием капитан-лейтенанта Айттола (Kapteeni-luutnantti Aittola) потопила торпедой подводную лодку "С-7", в результате чего командир лодки капитан 3-го ранга Лисин и трое матросов были взяты в плен. 27 октября "Iku Turso" (капитан-лейтенант Паккала -Kapteeni-luutnantti E.Pakkala) также торпедой потопила советскую лодку "Щ-320". 5 ноября "Vetehinen" (капитан-лейтенант Лейно - Kapteeni-luutnantti Leino) артиллерией и таранным ударом потопила "Щ-305" ("Линь").

В 1943-1944 годах финские подводные лодки не вели активных боевых действий. Летом 1944 года они занимались минными постановками в восточной части финских шхер, поскольку подходящих целей для торпед не было. Только "Iku Turso", которой командовал капитан-лейтенант Айраксайнен (Kapteeni-luutnantti Airaksinen) 24 августа 1944 года попыталась произвести атаку советских кораблей в базе, но предпринятая ей попытка проникнуть в гавань острова Лавенсари не удалась. Лодка попала в сети заграждения и была повреждена при взрыве мины, но, тем не менее, смогла уйти. Больше лодки в боевых действиях участия не принимали.

Мирный договор в Париже 1947 года запретил Финляндии иметь подводные лодки. Поэтому в 1953 году они были проданы в Бельгию на слом. Только "Vesikko" была установлена в старой крепости на острове Суоменлинна (Suomenlinna) в Свеаборге (Sveaborg), недалеко от Хельсинки, в качестве памятника.

ТОРПЕДНЫЕ КАТЕРА

До советско-финской войны 1939-40 годов финский флот имел только семь торпедных катеров. Из них "Sisu" (Энергичный) и "Hurja" (Необузданный) были закуплены в Италии в 1922 году. Первоначально катера получили литерные обозначения "MTV" (сокращение финского "Moottjri Torpedo Vene" - торпедный моторный катер).

"Sisu" (Энергичный) - бывший "MTV-1", ранее итальянский "MAS-220";

"Hurja" (Необузданный) - бывший "THTV-2", ранее итальянский "MAS-221";

Эти 13-тонные катера были построены фирмой "Orlando" в Ливорно еще в 1918 году. Катера имели размеры 16,2 - 3,0 - 1,2 метра. Два 500-сильных двигателя обеспечивали скорость 22 узла.

Основываясь на итальянских катерах, финны в 1926 году на собственной катерной верфи "Porvoon Veneveistamo" в Порво построили торпедный катер "MTV-3", позже получивший наименование "Isku" (Удар). При меньшем водоизмещении 11 тонн и практически одинаковых размерах (16,8 - 3,4 - 1,0 метров) катер получил более совершенные 800-сильные двигатели, что увеличило скорость до 31 узла.

Затем, в 1928 году, были приобретены два современных британских 12-тонных торпедных катера, построенных фирмой "John Thornycroft" в Вулстоне (Woolston) в 1928 году. В финском флоте они получили обозначение "MTV-4" и "MTV-5". Через год флот от собственных верфей получил еще два почти таких же катера "MTV-6" (верфь Turun Veneveistamo" в Порво) и "MTV-7" (верфь "Porvoon Veneveistamo" в Порво).

"Syoksy" (Штурм) - бывший "MTV-4";

"Nuoli" (Стрела) - бывший "MTV-5";

"Vinha" (Дикий) - бывший "MTV-6";

"Raju" (Неукротимый) - бывший "MTV-7". Эти катера имели размеры 16,8 - 3,4 - 1,0 метра. Довольно большая скорость в 40 узлов обеспечивалась двумя 750-сильными двигателями.

Все семь финских торпедных катеров имели корпуса из дерева. Каждый катер нес две торпеды и легкое зенитное вооружение. В военное время на борт брались 4-6 глубинных бомб. Экипаж - 8-10 человек.

Боевое использование торпедных катеров в войну 1939 года было очень ограниченным. Уже с середины декабря состояние ледового покрова не позволяло использовать деревянные катера. Торпедный катер типа MAS "Hurja" в 1940 году из-за ветхости пришлось вывести из строя флота. Предназначенные к передаче финнам весной 1940 года двенадцать американских катеров фирмы "Higgins Industries" ("MGB-69 - 73" и "MGB-100 - 106"), в конце концов, получила Англия.

Поэтому с началом войны и до конца 1942 года оставшиеся катера уже достаточно устаревшей к тому времени конструкции образовали единственную в финском флоте флотилию торпедных катеров под командованием капитан-лейтенанта Пеуранхеймо (Kapteeni-luutnantti Peuranheimo). В боевых действиях 1941-1942 годов флотилия довольствовалась совершенно изношенными торпедными катерами типа Торникрофт", на которых уже протекали корпуса. Однако и на них финны смогли добиться некоторых успехов. 2 сентября 1941 года торпедный катер "Syoksy" под командованием старшего боцманмата Оваскайнена (Ovaskainen) южнее Койвисто потопил советский транспорт "Мейро" (1866 БРТ), а 22 сентября он же южнее Гогланда уничтожил тральщик "Киров" (бывший траулер "РТ-29" - 633 БРТ).

С началом боевых действий в распоряжение финского флота попали несколько захваченных советских торпедных катеров, которые в финском флоте получили новые наименования (тип "Viima").

"Vasama" (Стрела) - бывший советский "ТК-52" (Тип "Д-3"). Захвачен 23 октября 1941 года. (По другим данным 14 октября 1941 года в районе Гогланда [4]).

"Viima" (Сквозняк) - позже "V-1" - по немецким данным - это бывший советский "ТК-51" (Тип Т-5"), захваченный в ноябре 1941 года. Но по данным [2] и [4] "ТК-51" был захвачен финнами только летом 1944 года (более подробно об этом будет сказано ниже). Возможно, что это был "ТК-64", который был захвачен финнами вместе с "ТК-141" в декабре 1941 года [4].

"Vihuri" (Порыв ветра) - позже "V-2" - бывший советский "ТК-141" (Тип Т-5"). Захвачен в ноябре (по данным [4] - в декабре) 1941 года.

Оглавление

Hosted by uCoz