С 1942 года и до конца войны боевой состав подразделения был разделен на две сторожевые флотилии. Обе флотилии действовали в финских шхерах.
1-я флотилия "VMV-1", "VMV-2", "VMV-13"- "VMV-16") относилась к подразделению "Vainamoinen",
2-я флотилия ("VMV-5", "VMV-6", "VMV-8" - "VMV-12", "VMV-17") к подразделению "легких сил".
Катера типа "VMV" принимали участие во многих боевых действиях и хорошо себя проявили. 29 августа 1941 года "VMV-17" под командованием старшего лейтенанта Смоляндера (Yliluutnantti Smolander) потопил советскую моторную шхуну "Ата". 15 августа "VMV-5" потопил (предположительно) подводную лодку "М-97". 13 октября 1942 года "VMV-13" (Старший лейтенант Валтазари - Yliluutnantti Valtasaari) и "VMV-15" (Старший лейтенант Итапури -Yliluutnantti Itapuri) южнее острова Тискери (Tiiskeri) глубинными бомбами потопил подводную лодку "Щ-311" ("Кумжа"). Было атаковано и повреждено еще несколько подводных лодок.
8-10 июля 1942 года в бою у острова Соммерс активное участие приняли "VMV-8" - "VMV-12" и "VMV-17". Вооруженные одним автоматом "Bofors" каждый, они вели упорные бои с советскими торпедными катерами и самолетами. 16 июня 1944 года они потопили один советский торпедный катер и захватили другой, который позднее вошел в состав финского флота под обозначением "V-3". (Здесь автор допускает неточность - по подтвержденным данным, в том числе и немецким, в этом бою потопленных катеров не было, имел место только захват одного советского торпедного катера "ТК-223"). Собственные потери начались лишь в 1944 году, когда 6 февраля "VMV-12" и 26 февраля "VMV-8", находящиеся в Хельсинки, были уничтожены во время налетов советской авиации. 18 июня у Койвисто "VMV-17" сгорел в результате атаки низко летящего самолета. (18 июня 1944 года два самолета "Ла-5" 3-го гвардейского истребительного авиаполка, летавшие в разведку, атаковали пушечным огнем и потопили в Выборгском заливе неприятельский сторожевой катер. Возможно, это и был "VMV-17" [2]). 15 сентября в гавани острова Гогланд VMV-10" и "VMV-14" были потоплены артиллерийским огнем своих бывших союзников - высаживающихся на остров немцев. Уцелел лишь "VMV-11".
Остальные катера в 1960-70 годах были выведены из состава флота.
Эскортными кораблями, как и эскадренными миноносцами, в собственном смысле этого слова Финляндия не располагала. В 1939 году была запланирована постройка одного эскортного корабля водоизмещением 400 тонн, со скоростью 24 узла, но помешало начало боевых действий. Вследствие этого командование ВМС вынуждено было импровизировать. В качестве эскортных кораблей приходилось использовать различные суда управления морских перевозок, корабли пограничной охраны и мобилизованные крупные буксиры. Они были вооружены одним - двумя орудиями калибром 75-мм и 45-мм, а также легкими зенитными автоматами и глубинными бомбами. При собственной скорости 10-12 узлов для своего назначения они были слишком тихоходны, поэтому многие из них использовались для эскортных целей только эпизодически. Но некоторым судам из этой Пестрой компании" пришлось повоевать гораздо дольше. Среди прочих к ним принадлежали:
"Tursas" (бывший "Baltic") и "Uisko" (бывший "Celtic") - рыболовные траулеры (219 БРТ). Они были построены в Бельгии в 1938 году и закуплены Финляндией в 1939 году.
"Aura I" - сторожевой корабль пограничной охраны (280 БРТ), постройки 1907 г.
"Aura II" (бывший "Seagull") - ранее президентская яхта (563 БРТ). Построена в 1884 году.
"Turku" - инспекционный корабль управления морских перевозок (224 БРТ) постройки 1938 года.
"Suursaari" - инспекционный корабль управления морских перевозок (219 БРТ) постройки 1927 года.
Буксиры №№ 761-764. Они строились для СССР и были мобилизованы в 1941 году, (указаны заводские номера верфи Крейтон-Вулкан" ("Crichton-Vulkan") в Турку). Буксир "761" в финском флоте получил название "Viipuri".
"Herkules" - буксир/портовый ледокол (168 БРТ) постройки 1931 года.
"Rauma" - буксир/портовый ледокол (154 БРТ) постройки 1899 года.
"Aura" - буксир/портовый ледокол (126 БРТ) постройки 1924 года
"Porin Karhu" - буксир/портовый ледокол (76 БРТ) постройки 1924 года.
Потери среди этого класса кораблей начались еще в советско-финскую войну 1939-1940 годов. 13 января 1940 года в Аландском море во время защиты конвоя от атаки подводной лодки "Щ-324" собственная сброшенная глубинная бомба преждевременно взорвалась у борта бывшей яхты "Aura II". Судно тотчас же затонуло. Обер-лейтенант цур зее Тера (Тега) и 25 человек экипажа погибли.
В 1942 году в Аландском море из состава конвоев советские подводные лодки потопили два финских парохода. 12 сентября "Щ-309" уничтожила пароход "Bonden" (695 БРТ), а 26 октября "Щ-307" потопила пароход "Betty H" (2477 БРТ). В обоих случаях финские корабли, участвующие в эскортировании не смогли этому воспрепятствовать.
16 августа 1943 года, эскортный корабль "Uisko" (Старший лейтенант Сандхольм - Yliluutnantti Sandholm) потопил (по донесению команды) южнее Хельсинки подводную лодку - ей могла быть "С-12". Однако 16 сентября "Uisko" сам был потоплен авиационной торпедой. По данным [2] в этот день советский самолет "Ил-4" в 17.05 обнаружил транспорт водоизмещением 2000-3000 тонн, шедший курсом 190 градусов, в 6 милях к SOst от острова Найссаар и атаковал его. Находясь на боевом курсе с высоты 30 метров и с дистанции 3 кабельтовых самолет выпустил торпеду по судну. По донесению экипажа самолета, торпеда взорвалась в средней части корпуса и транспорт затонул. Это был "Uisko". С кораблем погибли командир и 18 человек экипажа.