В войну финский флот вступил имея только два старых тральщика. Они строились для русского царского флота в 1917 году и остались в Финляндии во время интервенции немецкими войсками в 1918 году.
"Rautu" - бывший русский "Фортрал"; "Vilppula" - бывший русский "Защитник".
Эти корабли были однотипны и по первоначальному проекту имели водоизмещение 190 тонн и размеры (длина-ширина-осадка) 45,0 - 6,2 - 1,7 метра. Поршневой двигатель мощностью 550 л.с. должен был обеспечить кораблю скорость в 12 узлов, а 30-тонный запас угля позволил бы пройти без бункеровки 400 миль. Вооружение по проекту предполагалось из двух 75-мм.орудий. Экипаж 35 человек. [3].
Известно, что к началу войны тральщики имели водоизмещение 240 тонн, могли принимать на борт 30 мин, имели на вооружении одно 75-мм орудие и легкое зенитное вооружение. К тому времени они были довольно сильно изношены и использовались в качестве плавбазы катеров-тральщиков. 25 июля 1944 года "Vilppula" потоплен в гавани у Порккала советским торпедоносцем. По данным [2] в этот день у полуострова Порккалаудд (59°58'N, 24°24'Ost) в 15.34 советский самолет "А-20.Ж" атаковал с высоты 15 метров и, по донесению экипажа, потопил неприятельский тральщик.
Во время войны для траления мин были переоборудованы некоторые гражданские суда. В 1941 году для этих целей были мобилизованы речные буксиры "Pukkio" и "Porkkala" водоизмещением 200 тонн постройки 1939-1940 годов. Третий корабль этого типа "Pansio" был достроен лишь в 1947 году. В 1944 году в тральщики были переоборудованы строившиеся для СССР речные буксиры "Narvi", "Jurmo" и "Luppi" водоизмещением 400 тонн. Все эти буксиры были вооружены одним 45-мм орудием и одним-тремя 20-мм зенитными автоматами. Они могли принимать на палубу 40 мин. Для траления также привлекались специально переоборудованные небольшие деревянные 52-тонные суда "Ajonpaa" и "Kalanpaa", специально приобретенные в 1943 году в Дании. Они были вооружены одним 20-мм зенитным автоматом.
28 ноября 1941 года "Porkkala" подорвался на мине и затонул в проливе Койвисто. Командир корабля старший лейтенант Лааксо (Yliluutnantti Laakso) и 30 человек экипажа погибли. Летом 1942 года тральщик был поднят.
Помимо названных двух тральщиков для траления в шхерах финский флот имел несколько небольших 12-тонных катеров-тральщиков "А-37" - "А-45" (только некоторые в составе флота) постройки 1915-1917 годов. Они строились в Финляндии для русского царского флота и остались там в 1918 году.
В 1938 году на верфи "August Erklof" в Порво (Porvoo) началось строительство четырех 20-тонных катерных тральщиков "SM-1" - "SM-4". Вся серия была достроена только в 1940 году. Поскольку финское морское командование не располагало возможностями быстро увеличить свои тральные силы нормальными кораблями, было принято решение пополнить флот несколькими сериями катеров-тральщиков. Всего в 1940-1942 годах успели построить двенадцать единиц. Шесть из них - 17-тонные "Ahven-1" - "Ahven-6" (Ahven - Окунь) - построила верфь "Turun Veneveistamo" в Турку. Еще шесть 17-тонных "Kuha-1" - "Kuha-6" (Kuha - Судак), построенные верфью "August Erklof" в Порво вступили в строй в 1941-1942 годах. Остальные двенадцать "Kuha-7" - "Kuha-18" были достроены лишь в 1946 году.
Во время боевых действий против советского флота потерь среди катеров-тральщиков не было. Но после капитуляции Финляндии, во время траления мин погибли несколько судов. 15 сентября 1944 года южнее Котки от подрыва на мине затонул "Kuha-6". 30 сентября у Гогланда погиб "Kuha-3", a 5 октября там же у Гогланда затонул "SM-3".
Условия боевых действий в шхерах зачастую требовали хорошей мобильности легких боевых сил, поэтому финский флот располагал несколькими плавучими базами и судами обеспечения, позволявшими катерам действовать более оперативно.
"Sisu" - ледокол, плавбаза подводных лодок (2000 тонн), постройки 1939 года.
"Von Dobeln" - бывший пассажирский пароход, плавбаза торпедных катеров (666 тонн), постройки 1878 года.
"Aranda" - бывший пассажирский пароход, плавбаза торпедных катеров (592 т), постройки 1920 года. Этот пароход использовался как плавбаза только в 1944 году.
"Suomen Joutsen" - бывший немецкий пароход "Oldenburg", а ранее французский "Laennec" - учебный парусный корабль постройки 1902 года. Он был выведен из состава флота и использовался как судно снабжения.
"Merikotka" - пограничный корабль береговой охраны постройки 1878 года (202 БРТ), использовался в качестве штабного корабля в 1942-1944 годах.
ЛЕДОКОЛЫ
Так как Финский и Ботнический заливы в зимнее время замерзают, ледоколы играли большую роль в обеспечении морских сообщений во время тяжелых ледовых условий. Особенно важна их роль была в 1940/1941 и 1941/1942 годах, когда были отмечены очень суровые погодные условия. Финский флот располагал семью ледоколами, большинство из которых - бывшие русские ледоколы.
"Murtaja" (815 тонн), постройки 1890 года. Два 75-мм орудия "Кана";
"Sampo" (1850 тонн), постройки 1898 года. Три 120-мм орудия "Виккерс";
"Ари" (800 тонн), постройки 1899 года Два 75-мм орудия "Канэ";