Оглавление

Подготовленный в ближайшее время окончательный проект нового линейного корабля 14 августа 1935 года был одобрен Морским министром (Ministre de la Marine), а в последний день августа (ровно за четыре года до начала Второй мировой войны) от него было получено разрешение на начало работ по строительству головного линейного корабля, получившего имя «Richelieu» в честь знаменитого во всем мире французского кардинала Армана Жана Ришелье, известного своими военными реформами3. Второй, также разрешенный к строительству корабль, был назван «Jean Bart» 4. Оба имени уже звучали в списках французского флота - дредноут «Jean Bart» в это время еще находился в строю флота и только 1 января 1937 года был переименован в «Ocean», а броненосец «Richelieu», спущенный на воду в 1873 году, бороздил воды более чем за полвека до этого события.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА НОВОГО ЛИНКОРА

Водоизмещение стандартное

37.832 тм

Водоизмещение полное

44.708 тм

Длина наибольшая

247,0 м

Длина по ватерлинии

242,0 м

Ширина наибольшая

33,08 м

Осадка по проекту

9,17 м

Вооружение:

Восемь 380-мм / 45-калиб. орудий в двух башнях;

Пятнадцать 152-мм / 55-калиб. орудий в пяти башнях;

Двенадцать 37-мм зенитных автоматов на шести  установках типа ACAD (спаренный зенитный лафет);

Двадцать четыре 13,2-мм зенитных пулемета на шести установках CAQ (счетверенный зенитный лафет);

Пять гидросамолетов «Loire-130» и две катапульты;

Скорость .

32,0 узла

Мощность на валах

150.000 SHP

Запас котельного топлива

6900 т

Защита:

Бортовой пояс

330 мм с наклоном 15,24 градуса

Главная броневая палуба

170 (погреба) и 150 (ГЭУ) мм

Нижняя броневая палуба

40 мм

Интересно отметить, что хотя французское правительство не старалось специально скрывать сведения о новом проекте, иностранная печать того времени сообщала весьма противоречивые характеристики кораблей. Так, например, главное вооружение указывалось из двенадцати 330-мм или девяти 406-мм орудий, толщина броневого пояса по сообщениям печати доходила до 406 мм, суммарная толщина горизонтального бронирования до 203 мм, причем чаще сообщалось о трех палубах - верхняя (25 мм), главная (127 мм) и нижняя (51 мм). Проектная скорость, наоборот, преуменьшалась на два-три узла. Единственное, в чем не содержалось ошибки - это примерный анализ весовых нагрузок, составленный на основе официальных сообщений правительства, который показывал, что стандартное водоизмещение линкоров превысит «вашингтонское» примерно на три тысячи тонн, что и имело место на самом деле. Правда, распределение весов приводилось не совсем верное. Так, на бронирование отводилось до 16 тысяч тонн - целых 45% водоизмещения вместо правильных 37%. Имена первых двух кораблей также назывались неправильно. Так головной линкор первое время мелькал в печати под именем «France», а второй корабль - под именем «Verdun» и реже - «Patrie».

В заключение следует добавить, что перед самой войной, в июне 1939 года Верховный Морской Совет (CSM) рассматривал вопросов усилении противовоздушной обороны кораблей. При этом отмечалось, что отсутствие на кораблях раздельных калибров зенитной артиллерии для дальнего и ближнего рубежей стало серьезным упущением при проектировании. Положение усугублялось тем, что новые 152-мм башенные установки, которые предполагались также для стрельбы по самолетам и имели для этого специально предусмотренные устройства возвышения стволов и заряжания, не оправдывали надежд моряков. Они не обладали необходимой скорострельностью и, что особенно важно, их скорости горизонтальной и вертикальной наводки (соответственно 12 и 8 градусов в сек.) оказались недостаточны для эффективного противодействия атакам авиации.

Для исправления положения рекомендовалось разместить на линкорах крупнокалиберную зенитную артиллерию дальнего действия - 75, 90 или 100 мм. Из них наиболее подходящими были спаренные 100-мм 45-калиберные орудия «Modele 1930» на лафетах CAD (спаренный зенитный лафет). Однако из-за того, что этот калибр требовал устройства специальных снарядных погребов, наиболее удачным решением проблемы признавалось размещение установок на открытой плоской части палубы (a plat pont) в корме. Всякое иное размещение потребовало бы серьезных переделок и, в частности, устройства проемов в броневых палубах. В то же время предлагаемое размещение заставляло удалить с кормы катапульты, то есть отказаться от авиационного вооружения, что позволило бы, впрочем, облегчить корабль почти на 200 тонн, однако для 1939 года это было слишком революционным решением. Поэтому в августе 1939 года Технический отдел (STCN) рекомендовал отказаться от бортовых башен 152-мм калибра в средней части корпуса и разместить на их месте, на каждом борту по три спаренные установки. В этом случае для хранения и подачи боезапаса можно было использовать уже готовые барбеты и боевые погреба, предназначавшиеся ранее для среднего калибра. Предложение было принято Верховным Морским Советом (CSM), но из-за начала войны осуществить его успели только на «Richelieu». На «Jean Bart» пришлось установить более старые 90-мм спаренные зенитки, да и то не в полном составе. Для последующих разработок 100-мм зенитную артиллерию рекомендовалось учесть еще в проекте, что и было сделано, причем также (по сравнению с первоначальным проектом «Richelieu») с некоторым уменьшением числа стволов орудий среднего калибра.

ПРОЕКТЫ "CLEMENCEAU" И "GASCOGNE"

Как уже говорилось, 31 августа 1935 года морской министр одобрил начало работ по строительству головного линкора «Richelieu». 20 октября (по другим данным 22-го) 1935 года на военно-морской верфи в Бресте «Arsenale de Brest» в сухом доке № 4 «Salou» состоялась торжественная закладка килевой секции головного линкора. Размеры дока не позволяли построить полностью весь корабль, поэтому носовая часть длиной около 32 метров и кормовая длиной 19,2 метра собирались отдельно. После готовности и всплытия средней части корабля, ее предполагалось отбуксировать в док № 8 «Laninon», где к ней собирались состыковать обе оконечности.

Работы по строительству второго линкора начались в Сен-Назере 27 мая 1936 года, однако официальная закладка состоялась только 12 декабря. Как и в случае с головным кораблям «Jean Bart» строился частями, только теперь двумя. Кормовая часть сооружалась на верфи «Ateliers et Chantiers de la Loire», носовая часть на верфи «Ateliers et Chantiers de St. Nazaire (Penhoet)». Стыковка частей должна была производиться в доке.

Естественно, Франция не собиралась останавливаться на этих двух кораблях. Заключение англо-германского морского соглашения лишь ускорило гонку морских вооружений, а весьма условные «достижения» Лондонской морской конференции 1935/1936 года уже не могли ее сдержать. Военно-морской баланс в Европе рушился на глазах. После двух линкоров в 26 тысяч тонн, в 1935 году Германия вносит в бюджет строительство линейного корабля водоизмещением 35 тысяч тонн, а в 1936 году - второй такой корабль. Одновременно вынашиваются планы дальнейшего линкоростроения. Итальянцы в 1938 году начинают строительство двух новых линкоров «Roma» и «Impero». Хотя еще и в 1938 году Великобритания, Соединенные Штаты и Франция еще предпринимали попытки каким-либо образом ограничить строительство линкоров, однако эти попытки практически не имели успеха, так они не поддерживались другими странами.

Франции больше ничего не оставалось, как только включиться в эту гонку, отбросив все ограничения, последние из которых (1938 года - 45-тысячный тоннаж и 406-мм калибр) она и не могла нарушить из-за отсутствия подходящего проекта линейного корабля - в условиях настоящей «гонки» Генеральный морской штаб (EMG) и Технические конструкторские службы (STCN) не имели возможности и времени приступить к разработке усовершенствованных проектов.


3  - Имя кардинала Армана Ришелье Жана де Плесси (1585-1642), главы королевского совета и фактического правителя Франции в течение почти 20 лет, создателя французского флота, государственного деятеля, знаменитого своими военными реформами и религиозными войнами, победителя гугенотов при Ла-Рошели, широко известно во всем мире.

Менее известно имя другого Ришелье, герцога, французского маршала, участника Семилетней войны и победителя в морском бою у острова Менорка в мае 1756 года, в результате чего остров был захвачен французами.

4 - Жан Бар (1650 -1702)- французский моряк из Дюнкерка, в качестве капера участвовал в войнах против Англии, но отличился также и в войне против пиратов в Средиземном море. В 1694 году произведен французским королем в капитаны, ему было пожаловано дворянство. В 1697 году, прорвав английскую блокаду, доставил в Данциг претендента на польский престо принца Конти. Яростный противник англичан.

Оглавление