Оглавление

FrRichel041.jpg

"Jean Bart". 1950 год.

Острой проблемой становилась угрожающая перегрузка корабля. Увеличение зенитного вооружения, установка нового оборудования, расширение помещений в надстройке, возросший вес личного состава и ряд иных нагрузок (практически все выше ватерлинии) заставил обратить на это особое внимание. Перегрузка корабля увеличивала осадку, при этом броневой пояс слишком сильно погружался в воду. Опускалась также и броневая палуба. Строгий весовой контроль и использование электросварки, применяемые при достройке, конечно, дали определенные результаты, однако они лишь в некоторой степени смогли компенсировать перегрузки, но совсем ликвидировать ее никак не могли. Компенсировать дополнительные веса за счет других статей нагрузки (бронирование, механизмы, запас топлива, вооружение и иные) также было невозможно без ущерба боевым качествам линкора.

Требовалось принципиально новое решение, которое было найдено в устройстве бортовых булей. Их ширина рассчитывалась, исходя из определенных требований - должно было обеспечиваться определенное уменьшение осадки (ставилось условие, что бы броневая палуба при максимальной боевой нагрузке оставалась выше ватерлинии). При этом, также, увеличение максимальной ширины корабля не должно было мешать постановке линкора в существующие во Франции доки. Сохранялось неизменным и требование прежней контрактной скорости, а также величины метацентрической высоты, большое увеличение которой могло сказаться на порывистости качки и вызвать сложности с управлением артиллерийской стрельбой.

Исходя из таких сложных, и в достаточной степени противоречивых требований, конструкторы остановились на ширине булей примерно 1,2 метра. В некоторой степени задачу конструкторов облегчили подводные обводы корабля - борта линкора в средней части на большом протяжении имели практически вертикальную стенку, поэтому полученные после монтажа булей «слегка выпуклые» обводы позволили даже при увеличении метацентрической высоты (на 0,19 метра) сохранить практически неизменным период качки корабля, что благоприятно сказалась на возможностях артиллерии.

Наряду с уменьшением осадки важным преимуществом установки булей становилось также резкое усиление подводной защиты за счет увеличения расстояния между противоторпедной переборкой и крайней точкой борта до почти 8,3 метра.

Установка булей была произведена в 1948 году, в период с 20 марта по 9 октября, в доке № 9 Брестской военно-морской базы.

4 декабря 1948 года «Jean Bart» начал ходовые испытания. Уже с первых выходов линкор стал показывать прекрасные результаты. Имея водоизмещение в 46.500 тонн, он легко достиг максимальной скорости 32 узла при мощности 160.000 SHP без форсирования механизмов (sans pousser). Исправление замечаний и наладка продолжалась вплоть до конца 1949 года.

16 января 1949 года «Jean Bart» официально был зачислен в списки действующего флота и вошел в состав дивизии линейных кораблей. Однако, наряду с обычной программой боевой подготовки, продолжалось множество самых разных испытаний корабля, что было вполне свойственно при введении в строй новой и не совсем «рядовой» боевой единицы.

В январе-феврале следующего года состоялись официальные ходовые испытания корабля, на которых линкор вполне оправдал расчеты конструкторов и надежды моряков, показав прекрасные скоростные качества. На 6-часовых испытаниях полным ходом в нормальном режиме (без форсирования котлов) корабль развил скорость 31,84 узла при мощности 162.855 SHP, a на заключительных 2-часовых испытаниях в форсированном режиме, состоявшихся 7 февраля 1949 года при нормальном водоизмещении 46.700 тонн, незначительно превысил этот результат, достигнув 32,06 узла при мощности механизмов 176.442 SHP.

Затем последовало множество других испытаний. Особое внимание уделялось проверке действия артиллерии главного и среднего калибра, которая получила новые системы управления огнем, совмещенные с радиолокационными станциями. Так как штатная зенитная артиллерия корабля и системы управления зенитным огнем еще не были готовы, ее временно заменили 40-мм и 20-мм автоматами, которые прошли только лишь обычные по программе стрельбы. Одновременно с испытаниями на корабле продолжали монтировать поступающее от предприятий оборудование, и в том числе радиолокационные станции.

Фактически этими испытаниями завершился первый этап достройки и программы модернизации линкора.

FrRichel042.jpg FrRichel044.jpg

"Jean Bart" в 1950 году

Оглавление

Hosted by uCoz