Оглавление

ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ И МОРЕХОДНОСТЬ.

На первых броненосцах большое внимание уделялось парусности и парусным качествам корабля. "Warrior" имел парусное вооружение, соответствующее 80-пушечному деревянному кораблю, но с укороченным бушпритом и увеличенным расстоянием между фок- и грот-мачтами, где возвышались дымовые трубы. Площадь парусности 2879 кв.м (30.989 кв.фут). Мачты и реи деревянные. Стоячий такелаж проволочный. Возвышение рангоута над ватерлинией показано ниже:

Клотик фок-мачты

57,45 м

Клотик грот-мачты

53,45 м

Клотик бизань-мачты

47,17 м

Длина фока- и грот-рея

32,00 м

Вес рангоута с принадлежностям

112,3 т

Вес такелажа с принадлежностям

58,0 т

Вес парусов с запасными

15,3 т

Корабль отличался хорошими парусными качествами. В сравнительных испытаниях броненосцев в Канале он всегда был в числе лучших. Адмирал Уорден отмечал, что "Warrior" в июне 1868 года дважды выиграл парусные гонки с участием броненосцев эскадры Канала.

При наличии достаточного простора фрегат легко совершал повороты оверштаг и через фордевинд, но при исполнении маневров е составе соединения или в узкостях фрегат обязательно прибегал к помощи пара ввиду отмеченного ранее громадного диаметра циркуляции.

При уходе от волны отмечалась некоторая рыскливость и валкость со значительными размахами килевой качки, достигавшей 10-11 градусов. Для устранения этого многие моряки предлагали установить вторую фок-мачту, считая, что грот-мачта сильно отдалена в корму. В этом варианте "Warrior" имел бы четыре мачты. Сделано это не было, но позже это учли и осуществили на фрегате "Achilles", однако опыт оказался неудачным - сильно утяжелился нос, ухудшилась мореходность. Позже четвертую мачту с "Achilles" сняли.

Бортовая качка признавалась вполне умеренной. Капитан Кокрэн сообщал об углах размаха качки в шторм до 39 градусов при периодичности 6,5 в минуту.

Автономность фрегата по запасам пресной воды (92,5 тонн) составляла 10 недель, по запасам провизии (89 тонн в бочках для команды и 29,5 тонн - для офицеров ) - на 13 недель.

СТОИМОСТЬ.

Контрактная стоимость броненосца составляла 255.570 фунтов стерлингов, в том числе корпус - более 37 фун. ст. за тонну. Корабль был принят в казну в конце 1861 года неоконченным и достраивался за счет Адмиралтейства.

Корпус с броней

282.581 фун. ст.

Механизмы с отделкой

74.409 фун. ст.

Рангоут, оснастка, паруса и запасы

22.164 фун. ст.

Всего

379.154 фун. ст.

С 12% накладных расходов

385.188 фук. ст.

В то время эта сумма для боевого корабля считалась достаточно высокой. Примерно во столько же казне обошлась бы постройка двух деревянных линкоров.

ЛИЧНЫЙ СОСТАВ.

По классификации английского флота "Warrior" числился фрегатом и соответственно штату на него был назначен экипаж в 660 человек. Но неофициально, исходя из водоизмещения, вооружения и защиты в то время он приравнивался к шести деревянным линкорам 1-го ранга, на которых экипаж составляли 850-900 человек, а часто и более. Учитывая, что "Warrior" почти в два раза больше по величине, ему назначенной команды не хватало. Особенно это проявлялось в свежую погоду, когда для производства любой маломальской работы (например, с парусами) приходилось вызывать наверх весь личный состав, в то время как на обычном корабле эта же работа выполнялась одной вахтой. Такое положение вызывало недовольство команды. Матросы и офицеры неохотно служили на фрегате. Лишь через некоторое время экипаж "Warrior" был увеличен до 705 человек. Следует сказать, что до пересмотра штатного и боевого расписаний подобные вещи повторялись и на других английских броненосцах.

В общем и целом "Warrior" оказался вполне удачным и мореходным броненосцем и в сравнении с французскими кораблями являлся гораздо более совершенным. Для английских кораблестроителей он сыграл немаловажную роль. Уже в ходе его испытаний для них стало очевидным - для броненосцев неприемлемы прежние тактико-технические требования, предъявляемые к деревянным линкорам. Новые корабли требуют новых технологий и новой доктрины их использования. Деревянные корабли потеряли свою боевую ценность и Адмиралтейство сразу же отказалось от их строительства.

Через десять лет после вступления в строй флота "Warrior" ввели в Портсмутский док для капитального ремонта механизмов и производства других работ. Была заменена размягчающаяся тиковая подкладка под броней ниже ватерлинии (выше подкладка оказалась в приемлемом состоянии и было решено ограничиться лишь е ремонтом). Одновременно полностью заменили сгнившую подкладку под броней траверзов.

По механической части были проведены некоторые работы в машине, в том числе увеличен диаметр цилиндров, установлены новые, более производительные котлы и заменен винт.

После окончания работ в мае 1874 года "Warrior" вновь прошел ходовые испытания. Имея новый винт несъемной конструкции с увеличенным шагом фрегат развил 14,158 узлов при индикаторной мощности 4811 л.с. и 56 оборотах винта в минуту. В итоге получилось, что при меньшей чем на приемных испытаниях мощности корабль развил почти такую же скорость. Уже в то время многие специалисты объясняли это использованием на последних испытаниях гораздо более точного в измерениях мощности индикатора Ричардсона, допуская неточность в измерениях на испытаниях 1861 года. Другой вероятной причиной предполагается применение нового винта.

К этому времени боевая ценность фрегата резко снизилась. Опыты с броневыми плитами, проведенные в Шибуринессе, показали, что 4,5" броня уже не является надежной защитой. Она пробивалась 9" (12-тонной) пушкой с расстояния более 2 км, 10" (18-тонной) - с 5,5 км, а 25-тонное 12" орудие пробивало плиты такой толщины уже с 5 миль. Фрегат стал явно непригодным для линейного боя, но еще мог использоваться как быстроходный разведчик при эскадре.

Дальнейшая его судьба представляет определенный интерес. "Warrior" оказался на редкость долговечным кораблем и в настоящее время используется как корабль-музей.

После столкновения с броненосцем "Royal Oak" в 1868 году "Warrior", получивший незначительные повреждения был отремонтирован. Отслужив десять лет корабль прошел капитальный ремонт, о котором уже упоминалось выше. В 1875-1878 годах на нем был надстроен полуют, В том же 1878 году его исключили из действующего флота, переведя в особую опытовую эскадру. В 1881-1884 "Warrior" числился в резерве флота с базированием на Клайд. В 1884 году фрегат был переклассифицирован в броненосный крейсер. Он по-прежнему числится в резерве, однако, несмотря на его почтенный возраст, в 1893 году на корабле проводят замену котлов. С июля 1902 года "Warrior" используется как торпедная станция в Портсмуте. В марте 1904 он получил новое имя "Vernon III" и все так же используется для вспомогательных целей. В 1923 году ему возвращают имя "Warrior". С марта 1929 года он используется как топливное хранилище (нефтяной бункер). После окончания Второй мировой войны, в 1945 году, его вновь переименовали, присвоив в этот раз просто литерный номер "С.77". В 70-х годах о корабле вспомнили вновь. Он опять получает свое первое наименование и с 1979 года используется как музейный экспонат в Портсмуте.

Оглавление