Оглавление

БРОНЕНОСНЫЙ ФРЕГАТ "BLACK PRINCE".

По чертежам броненосца "Warrior" был построен второй такой же фрегат. Строился он частной верфью "R. Napier & Sons, Ltd" (позже эта верфь переросла в крупное предприятие "Ww Beardmore & Co. LTd") в Дальмуире (вблизи Глазго). Контракт с фирмой был заключен 6 октября 1859 года и в соответствии с ним спуск был назначен через год - на 10 октября 1860 года. При этом на корабле должны быть выполнены все работы, возможные при отсутствии машины. Но как и в случае с "Warrior" сроки не были выдержаны и фирма также получила извещение о штрафе в 50 тысяч фунтов стерлингов.

Фрегат был заложен 12 октября 1859 года. Первоначально его планировалось назвать "Invincible", но еще в том же 1859 году он был переименован в честь Принца Эдварда Уэльского (1330-1376), прозванного за свою воинственность Черным Принцем.

27 февраля 1861 года фрегат был спущен на воду. В течении полутора лет на корабле были установлены механизмы и доделаны остальные работы по достройке и комплектации броненосца. Производились они в Гриноке. Там же были установлены мачты корабля и произведена вся оснастка. В сентября "Black Prince" был предъявлен к испытаниям и 12 сентября 1862 года был принят флотом.

От первого английского броненосца и своего собрата он отличался незначительной разницей в размерах корпуса. Внешние различия также были незначительны: в носовой части не было гальюна, бушприт был сделан еще более коротким, якоря расположены дальше от форштевня.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕНОСЦА.

Полное водоизмещение

9280 т

Длина между перпендикулярами

115,82 м

Длина по килю

102,91 м

Ширина с броней

17,68 м

Глубина интрюма

6,71 м

Высота от киля до верхней палубы

12,65 м

Осадка по чертежу носом

8,00 м

- кормой

8,31 м

Осадка на испытаниях носом

7,77 м

- кормой

8,05 м

Площадь погруженной часта мидель-шпангоута

116,9 кв.м

Площадь грузовой ватерлинии

1661,11 кв.м

ВООРУЖЕНИЕ "BLACK PRINCE".

Проектное вооружение включало 40 пушек, как на "Warrior", но в ходе службы он точно так же часто менял состав артиллерии. Уже в момент приемки в казну фрегат был вооружен по иному. На верхней палубе установили восемь 110-фунтовых пушек Армстронга - по четыре в оконечностях. В батарее убрали все пушки, не защищенные броней, оставив только двадцать шесть 68-фунтовых пушек, обычных е британском флоте.

При перевооружении на нарезную артиллерию корабль получил артиллерию, схожую с "Warrior". На верхнюю палубу четыре 7" пушки по 6,5 тонн, в батарею двадцать две такие же 7" пушки и четыре 8"/14,8-калиберные пушки по 9 тонн.

Несколько позже, во время ремонта, количество 7" пушек было уменьшено на две.

В целях противопожарной защиты крюйт-камеры были обнесены двойными переборками, пространство между которыми могло быть заполнено водой, а при необходимости можно было залить и сам/ крюйт-камеру Мы не располагаем сведениями, было ли такое устройство на фрегате "Warrior".

Вес залпа орудий на каждый борт составил 1100,89 кг (2427 фунтов), прямо в нос могли стрелять орудия с залпом весом 249,48 кг (550 фунтов), в корму - 124,74 кг (275 фунтов).

БРОНИРОВАНИЕ.

Система броневой защиты фрегата ничем не отличалась от защиты броненосца "Warrior". В начале 1875 года на "Black Prince" во время капитального ремонта была заменена вся подкладка под броней борта и траверзов.

МЕХАНИЗМЫ.

Энергетическая установка фрегата, включающая паровую двухцилиндровую машину производства завода Пэнна и десять котлов ничем не отличалась от установки "Warrior". Единственное отличие этого фрегата по механической части состояло в изменении шага винта Гриффита, который оказался равным 8,69 м при том же диаметре.

"Black Prince" вышел на ходовые испытания в Стокбей в сентябре 1862 года. Скорость полного хода оказалась равной 13,584 узла при индикаторной мощности машин в 5772 л.с. Броненосец имел полное водоизмещение и был полностью готов для длительного плаванья. Средний ход при топке всех котлов оказался 12,221 узлов.

В мае 1863 года выйдя из дока броненосец достиг тех же результатов, а при уменьшенной нагрузке (осадка меньше почти на метр) достиг 14,213 узлов.

Испытания на поворотливость дали примерно одинаковые с головным кораблем результаты. Время полной циркуляции составило:
Руль право на борт 18 град. 10 мин. 03 сек.
Руль лево на борт 22,5 град. 10 мин 25 сек.

Площадь руля позже была увеличена, что несколько улучшило поворотливость, но все же она не оказалась лучшей, чем у фрегата "Warrior"'.

Оглавление