Оглавление

БРОНЕНОСНЫЕ ФРЕГАТЫ "DEFENCE" И "RESISTANCE".

Одновременно с двумя большими фрегатами типа "Warrior" предполагалось начать строительство еще двух броненосных фрегатов по другому проекту Еще в процессе проектирования "Warrior" адмиралтейство предполагало, что придется столкнуться с громадными расходами, что подтвердилось уже в самом начале их строительства. Поэтому, заложенные через два месяца после "Black Prince" новые фрегаты были задуманы меньших размеров и, соответственно, более дешевые. Основное требование, предъявляемое к ним - сохранение такой же скорости и калибра артиллерии, но с уменьшением числа пушек в соответствии с водоизмещением.

Оба корабля строились частными заводами, контракты с которыми адмиралтейство заключило 14 декабря 1859 года. Фирма "Westwood, Baillie & Со" обязалась осуществить спуск своего фрегата ровно через год, еще через три месяца братья Палмер обещали спуск своего корабля. Готовность обоих фрегатов при этом должна быть наибольшей, какая возможна без установленной машины. Но, как и в случае с "Warrior" оба контракта были просрочены и фирмы получили извещения о штрафе в 40.000 фунтов стерлингов каждая.

Оба новых фрегата начали сооружать в конце 1859 года. "Defence" был заложен 14 декабря на верфи "Palmer's Shipbuilding & Engineering Co" в Джерроу (близ Ньюкасла), а через неделю, 21 декабря, на верфи "Westwood, Baillie & Со" в Попларе (близ Лондона) началось строительство "Resistance". Строились корабли достаточно быстро, причем фирма Вествуда и Бейли подготовили свой фрегат к спуску несколько раньше. 11 апреля 1861 года "Resistance" сошел на воду. Через полмесяца, 24 апреля, в воды реки Тайн окунулся фрегат "Defence". Его спуск прошел не совсем удачно, фрегат приткнулся к мели северного берега реки, но повреждений не получил и был легко стащен буксирами на чистую воду.

В связи с желанием адмиралтейства в кратчайшие сроки создать броненосную эскадру достройка фрегатов проходила без задержек. Уже в конце 1861 года на "Defence" в Чатаме был установлен рангоут, а 4 декабря 1861 года фрегат был полностью укомплектован и принят флотом для проведения испытаний, которые начались весной 1862 года. Однако уже 15 января 1862 года "Defence" совершил первые выходы в море для предварительных испытаний. Рангоут для "Resistance" доставили в Чатам только 17 января 1862 года, а установка его началась в марте. 21 августа 1862 года он также был принят флотом и осенью приступил к испытаниям. Несмотря на спешную постройку кораблей, сделаны они были добротно и отличались хорошим качеством. Так, например, "Defence" во время плавания по Балтике три раза касался грунта без каких-либо серьезных повреждений, причем отмечалось, что деревянный корабль в подобных условиях непременно бы затонул.

Броненосцы имели железный корпус, собранный по поперечной системе. Конструкция набора была абсолютно одинаковая с корпусом "Warrior". Внутреннее пространство делилось на 15 отсеков, размеры которых в оконечностях были меньше, чем в средней части корпуса. Внутри судна были установлены специальные железные пиллерсы связывающие кильсоны с палубами.

Как и "Warrior" новые фрегаты не имели наружного киля. Его заменяла толстая железная полоса шириной 32 мм и высотой 1 метр. К этой полосе, выполнявшей роль внутреннего киля, прикреплялись массивные шпангоуты из полосового железа толщиной 18 мм. Шпация равнялась 0,559 метра, но в районе орудийных портов соответственно изменялась. Внутри шпангоуты связывались пятью продольными связями, непрерывными от носа до кормы.

Жилая палуба была деревянная, а батарейная и верхняя - железные, но покрытые поверх железных листов деревянной настилкой. Бимсы делались из железа способом проката и состояли из цельной полосы и четырех уголков. Этот способ изготовления бимсов предложила фирма "Battersey & Company Works" предполагая придать хорошую поперечную прочность. Однако вскоре от этого способа отказались и стали делать бимсы составными, что было гораздо дешевле.

Подводная часть обшивалась железными листами до 32 мм толщиной, а в оконечностях - до 15-18 мм. Двойное дно, по конструкции не отличающееся от "Warrior", и продольные бортовые переборки, образующие характерные для железных кораблей той эпохи коридоры вдоль бортов, создавали конструктивную защиту при повреждениях подводной части. Ниже ватерлинии на скулах борта были установлены добавочные кили, высотой 0,38 метра.

Шпигаты открытой палубы выходили непосредственно за борт. Трубы от шпигатов закрытых палуб проходили между набором и наружной обшивкой, соединяясь в общую горизонтальную трубу, проходящую в корму и выводившуюся за борт.

Внешне корабли сильно отличались от первых британских броненосцев и, тем более, от деревянных линкоров. Важным достоинством этих фрегатов стал отказ проектантов от сохранения в конструкции корпуса обычных форм винтовых кораблей доброненосного флота. Прямые линии сеток без повышения к оконечностям, широкий плоский нос таранной формы, своеобразная конструкция форштевня, прямого в верхней части и переходящего над самой ватерлинией в небольшой шпирон, длиной чуть более метра, а также близко расположенные к штевню якоря - все это придавало кораблям настолько неуклюжий вид, что старые моряки-парусники, просоленные и обветренные в дальних морях, не могли не относиться к новым фрегатам скептически. Это впечатление еще более усиливалось рангоутом и парусной оснасткой, которые на на этих фрегатах, отличались от общепринятых норм для парусников конкретной величины.

Оглавление

Hosted by uCoz