ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕНОСЦЕВ
«Minotaur» |
«Agincourt» |
«Northumberland» |
||||
Длина между перпендикулярами |
400' 0" |
121,92 м |
400' 0" |
121,92 м |
400' 0" |
121,92 м |
Длина по килю |
354' 7/8" |
107,91 м |
354' 7/8" |
107,91 м |
354' 7/8" |
107,91 м |
Ширина наибольшая |
59' 4" |
18,08 м |
59' 5" |
18,11 м |
59' 4" |
18,08 м |
Высота борта от киля до верхней палубы |
41'6" |
12,65 м |
41'6" |
12,65 м |
41'6" |
12,65 м |
Глубина интрюма |
21' 1" |
6,43 м |
21'1" |
6,43 м |
21'1" |
6,43 м |
Осадка по чертежу: носом |
25' 7½" |
7,81 м |
23' 2" |
7,06 м |
26' 2" |
7,98 м |
<< >> кормой |
26' 5" |
8,05 м |
25' 2" |
7,67 м |
27' 9" |
8,46 м |
Осадка на испытаниях: носом |
25' 8" |
7,82 м |
- |
- |
- |
- |
<< >> кормой |
26' 5" |
8,05 м |
- |
- |
- |
- |
Водоизмещение полное |
10.627 т |
10.627 т |
10.584 т |
|||
Вместимость (полезный груз) |
6.621 т |
6.621 т |
6621 т |
|||
Площади: |
||||||
погруженной части мидель-шпангоута |
1322 кв.фут |
122,82 кв.м |
1320 кв.фут |
122,63 кв.м |
1351 кв.фут |
125,51 кв.м |
грузовой ватерлинии |
18502 кв.фут |
1718,89 кв.м |
18526 кв.фут |
1721,12 кв.м |
18490 кв.фут |
1717,78 кв.м |
ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ БРОНЕНОСЦА «MINOTAUR»
(по книге Д.Мертваго «Таблицы броненосных судов всего мира» 1874 год)
Статьи весовых нагрузок |
Нагрузка |
|
Корпус с отделкой без брони |
49,3% |
5124,24 т |
Артиллерия с припасами |
4,7% |
48S.52 т |
Броня с подкладкой |
19,4% |
2016,44 т |
Механизмы с водой е котлах |
10,1% |
1049,79 т |
Машинные запасы и топливо |
7,2% |
748,37 т |
Рангоут, оснастка и запасы |
9,3% |
966,64 т |
ВСЕГО |
100% |
10394 т |
При подготовке технических условий проекта оговаривалось вооружение каждого из кораблей 60 пушками. Но уже примерно в то же самое время Адмиралтейство предполагало перевооружение многих кораблей флота на новые 100-фунтовые дульнозарядные нарезные пушки Армстронга, которые проходили испытания на полигоне в Шибуринессе. По отношению к новым броненосцам в Адмиралтействе считали, что на каждый корабль можно установить по 50 таких пушек, в том числе:
На батарейной палубе | 40 орудий |
На верхней палубе | 8 орудий |
За носовым бронетраверзом (погонные) | 2 орудия |
Орудийные порты в батарее были сделаны амбразурой и имели в свету 0,84 метра, ширину 0,61 метра. Вырезы портов в бронетраверзе в носу были шире, что позволяло увеличить сектора обстрела и в некоторой степени (под большим углом) даже вести стрельбу в направлении бортов.
Пушки бортовой батареи могли вести огонь под углом не более 30 градусов в оконечности от траверзов портов. После выстрела пушка силой отдачи вкатывалась на 1 метр внутрь от борта, что позволяло производить перезаряжание. В январе 1866 года на достраивавшемся броненосце «Minotaur» были проведены испытания для определения скорости стрельбы. Прислугу у пушки составляли 14 человек, из которых 4 человека прошли обучение на броненосце «Research», а остальные - новые. Стрельба велась 150-фунтовыми ядрами. Результаты опытов оказались довольно неплохими:
Первые 10 выстрелов |
8 мин. 54 сек. |
Следующие 10 выстрелов |
4 мин. 48 сек. |
Следующие 10 выстрелов |
5 мин. 1 сек. |
С появлением нарезной артиллерии фрегаты прошли перевооружение и получили иной состав артиллерии - 9" пушки весом по 12,5 тонн - четыре на «Minotaur» и шесть на «Agincourt», а также 7" пушки весом по 6,5 тонн - по двадцать две на каждом броненосце. Из этого числа пушек только четыре были установлены на верхней палубе, остальные (в том числе и 9" пушки) - под защитой брони в батарее. Все пушки были установлены на поворотных платформах. Помимо этого имелись также десантные и шлюпочные пушки.
Во время перевооружения высота орудийных портов была увеличена до 1,1 метра при неизменной ширине. Пришлось только несколько расширить вырезы портов в середине батареи для 9" пушек.
В 1873-1875 годах броненосцы прошли новое перевооружение - вся артиллерия была переведена на единый калибр.
На кораблях разместили по семнадцать 229-мм орудий весом по 12,5 тонн, из которых:
На батарейной палубе | 14 орудий |
В носу под полубаком (погонные) | 2 орудия |
В корме под полуютом (ретирадное) | 1 орудие |
Кормовая пушка была установлена на вращающейся платформе и могла стрелять в любой из четырех портов, в том числе прямо по корме или на любой борт. При полном водоизмещении порты отстояли от ватерлинии на 2,90 метра.
Вес залпа пушек на любой борт | 2203 фунта/999,28 | кг |
Вес залпа пушек в нос | 550 фунтов / 249,48 | кг |
Вес залпа пушек в корму | 275 фунтов/124,74 | кг |
Кроме того, на верхней палубе были установлены шесть 24-фунтовых пушек для салютов, несколько малокалиберных пушек для противодействия минным шлюпкам и для десанта.
Как дополнительное средство нападения на корабли противника имелся носовой шпирон, выступавший за линию носового перпендикуляра на 1,22 метра. Острие шпирона было углублено на 3 метра.
Указанное артиллерийское вооружение крупного калибра корабли сохраняли на протяжении почти всей последующей службы - производились лишь незначительные изменения. При переоборудовании в учебные корабли в начале 90-х годов на них были сняты по два 229-мм орудия, вместо которых появились два 152-мм скорострельных орудия на «Minotaur» и четыре 120-мм скорострельные пушки на «Agincourt». Помимо этого неоднократно менялся состав малокалиберной артиллерии - главным образом старые пушки заменялись на более новые скорострельные, а также увеличивалось количество стволов скорострельных противоминных пушек, которое ко времени перечисления в учебные корабли дошло до двадцати двух на «Agincourt» и до двадцати четырех на «Minotaur», включая сюда по шесть 47-мм скорострельных пушек.
Торпедные аппараты на этих броненосцах не устанавливались, только в 80-х годах к вооружению были добавлены по две минные пушки.
В конце октября 1861 года в Шибуринессе были проведены опытные стрельбы над точной копией борта «Warrior». Стрельба велась с дистанции 1 кабельтов из 6-орудийной батареи (калибром от 68 до 120 фунтов) в различных комбинациях залпа и в том числе полным залпом. Опыты показали большую живучесть железной брони против снарядов указанных орудий, исходя из чего, толщина брони на данный период признавалась вполне достаточной. Однако моряки считали, что непрерывное совершенствование артиллерии довольно быстро сведет на нет эти преимущества и предлагали некоторое утолщение брони. Этому способствовали также и результаты стрельб, по которым был сделан вывод, что подкладка мало влияет на прочность брони и ее можно заменить на более тонкую, а выигрыш в весе использовать для утолщения железных плит.
В связи с этим на новых кораблях было решено уменьшить толщину подкладки в два раза, увеличив толщину брони. Но вскоре мнение многих специалистов по этому вопросу изменилось. Это было вызвано результатами новых стрельб по подготовленным щитам с различными вариантами толщин брони и подкладки, причем конструкции имитирующие набор и обшивку были одинаковы на всех щитах, чем обеспечивалась большая точность эксперимента. Обследование щитов после стрельбы показало, что борт фрегата «Minotaur» пострадал гораздо больше, чем у его предшественника. Среди морских специалистов началась полемика, большинство в которой придерживалось точки зрения, что защита новых фрегатов оказалась слабее, чем предполагалось вначале и ее необходимо переделать. Несмотря на это новый главный строитель британского флота Эдвард Рид, на которого была возложена обязанность достроить эти броненосцы, придерживался первоначальных взглядов и в своих проектах смело шел на увеличение толщины брони, в том числе за счет подкладки. То же самое произошло и с новыми фрегатами, на которых только по настоянию Рида броневую защиту было решено оставить все без изменений. Более того, Рид настоял на утолщении брони на последнем броненосце серии «Northumberland», чем и была вызвана его переделка.