Лишь через несколько лет правота Рида подтвердилась. К тому времени выяснилось, что последний эксперимент был проведен в неравных условиях. По щиту, изображавшему борт фрегата «Minotaur», стрельбу вели из 10,5" пушки 150-фунтовым чугунным ядром с зарядом из пороха 2А, при этом скорость ядра в момент попадания равнялась 531,5 м/сек. Когда начался обстрел щита, изображавшего борт «Warrior», после первого выстрела порох по неизвестной причине сменили, отчего скорость ядра снизилась до 493,8 м/сек. Это и вызвало меньшее разрушение щита, наблюдаемое комиссией.
Независимо от полученных результатов два первых корабля серии к этому времени достигли такой стадии готовности, при которой менять что-либо было поздно, и они были достроены согласно первоначальным чертежам.
Как уже говорилось, система защиты этих кораблей являлась развитием идеи полного бронирования борта. Предполагалось, что все три фрегата будут забронированы одинаково, но последний, наименее готовый был переделан.
На двух первых броненосцах серии бронировалась вся площадь надводного борта, кроме носовой части выше батарейной палубы - от форштевня до бронетраверза на протяжении 26 футов (около 8 метров).
Броня борта опускалась ниже ватерлинии на 1,52 метра и по высоте доходила до бимсов верхней палубы. Толщина брони на всей площади борта была одинакова, кроме кормовой части, где на расстоянии 9,15 метра от ахтерштевня она утончалась почти вдвое. Ослабление защиты в носу и корме объяснялось стремлением облегчить оконечности и особенно носовую часть, где был установлен бронетраверз.
Борт в надводной части был несколько завален внутрь для создания невыгодного угла попадания снаряду, но по мнению многих специалистов того времени угол наклона борта был недостаточным, учитывая, что снаряды будут попадать в борт на излете, то есть по наклонной траектории.
Под подзором кормы толщина борта еще более уменьшалась. Объяснялось это трудностью гибки толстых бронеплит, а также большим углом наклона брони к ватерлинии в этом месте, создававшим возможность рикошета снарядов, попавших в броню подзора.
На кораблях типа «Minotaur» впервые предусматривалась установка специального устройства для защиты погонных орудий - уже упоминавшийся носовой бронетраверз. На верхней палубе в 7,62 метрах от форштевня, был установлен поперечный броневой щит с загнутыми краями. По краям щита были прорезаны два орудийных порта. Броня опускалась до уровня батарейной палубы, где также были прорезаны два порта, прикрываемые при необходимости откидным фальшбортом. Ниже приведены толщины бортовой брони кораблей.
Толщина плит бронепояса и батареи | 5,5"/140 мм |
Толщина плит брони борта в корме | 3,5" /88 мм |
Толщина плит под подзором | 3,0"/76,2 мм |
Толщина плит носового бронетраверза | 4,5"/ 114 мм |
Батарейная и верхняя палубы застилались железными листами в 0,5" (12,5 мм) толщиной и прикрыты сверху деревянной настилкой. Палубные бимсы были также железные.
Капитанская рубка на верхней палубе прикрывалась броневыми листами в 4,5" (114 мм) толщиной, уложенными на подкладку из тика в 9" (229 мм).
Броневые плиты крепились к борту тем же способом, что и на предшествующих кораблях, за исключением того, что толщина подкладки из тиковых брусьев была уменьшена до 9" (229 мм). Все броневые плиты были изготовлены методом проката. Полный вес брони около 1800 тонн, а вес подкладки около 400 тонн.
Оба броненосца получили механизмы, изготовленные по контракту частными заводами - для «Minotaur» их изготовил завод «John Penn & Sons» в Гриноке, а для «Agincourt» завод «Maudslay, Sons & Field.». Оба паровых механизма двухцилиндровые, горизонтального типа тронковой системы, с прямой передачей вращения на вал.
«Minotaur» |
«Agincourt» |
|
Номинальная мощность |
1350 л.с. |
1350 л.с. |
Диаметр цилиндров |
104,25"/ 2,648 м |
101"/2,565 м |
Ход поршней |
52" / 1,321 м |
54"/1,372 м |
Оба корабля имели по 10 котлов в двух отделениях в нос и корму от машины. Котлы имели по 480 трубок, все четырехтопочные.
Площадь нагревательной поверхности |
25716 кв.фут/ 2389,09 кв. м |
Площадь колосников |
930 кв.фут / 86,40 кв. м |
Рабочее давление пара |
25 фунтов. |
Первоначально на обоих фрегатах установили двухлопастные винты Гриффита диаметром 24 фута (7,315 м) на «Minotaur» и 24,5 фута (7,468 м) на «Agincourt». Специальное устройство позволяло изменять их шаг с 22,5 футов до 28,2 фута (6,858 - 8,595 м). Во время капитального ремонта винты были заменены на четырехлопастные системы Гирша диаметром 25,3 фута (7,711 м) на «Minotaur» и 24,6 фута (7,498 м) на «Agincourt» - также с изменяемым шагом с 22,7 футов до 26,5 фута (6,919 - 8,077 м).
Запас топлива в угольных ямах составлял 750 тонн, что при расходе угля примерно 1,43 кг/л.с. в час давало возможность кораблю ходить на 940 миль полной скоростью (67 часов хода). На меньших скоростях дальность плаванья при указанном запасе топлива составляла 1040 миль 12,5-узловым ходом (83 часа хода) и 1540 миль 11-узловым ходом (140 часов ходом).
Кроме главной машины на каждом корабле установлено по несколько вспомогательных для привода помп, вентиляторов и механического рулевого привода.
Броненосцы получили по одному рулю обыкновенного типа. Площадь погруженной части руля на «Minotaur» составляла 197,9 кв. фут (18,39 кв. м), а на «Agincourt» 176,5 кв. фут (16,40 кв. м).
«Minotaur» вышел на первую пробу в сентябре 1865 года, не имея на борту артиллерии, большинства экипажа и различных припасов. По результатам шести пробегов на мерной миле фрегат показал скорость 14,778 узлов при индикаторной мощности 6339 л.с. Скорость среднего хода оказалась равной 12,386 узлов при 3591 л.с.
Испытания с полной нагрузкой были проведены только через полтора года. При этом на корабле недоставало лишь 50 тонн угля. 10 мая 1867 года фрегат достиг скорости 14,357 узлов при мощности 6956 л.с. - всего лишь немного меньше, чем на заводских пробах. Скорость среднего хода оказалась равной 11,847 узлов при 3497 индикаторных л.с.
В 1867-1868 годах фрегат прошел всесторонние сравнительные испытания в составе эскадры Английского канала на ходкость и мореходность. 26 ноября 1867 года являясь флагманом эскадры из семи броненосцев «Minotaur» показал 14,4 узлов при 6702 л.с. Этот результат был признан его фактической полной скоростью, как наиболее достоверный. В этот же день фрегат провел также 8-часовые испытания среднего хода, показав скорость 11,4 узлов при мощности 3629 л.с.
Позже фрегат неоднократно подтверждал свои высокие скоростные качества. Так весной 1868 года, выйдя из дока после очистки корпуса, на мерной миле в Сток-Бее он достиг 14,411 узлов при 6702 л.с., а затем, выйдя в море, провел 6-часовые испытания, на которых результат оказался лишь немногим меньше чем 14,165 узлов при 6193 л.с.
Во время испытаний корабля очень большое внимание было уделено поворотливости фрегата. Дело в том, что фрегат был оборудован специальным гидравлическим приспособлением для управления рулем, действовавшим вместе со штурвалом или отдельно от него. Была составлена специальная программа испытаний, позволившая выяснить пригодность и надежность этого механизма.
Положение руля |
время вывода руля |
время полной циркуляции |
33,5 градуса право на борт (с помощью гидропривода) |
31 сек. |
7 мин. 4 сек. |
23 градуса право на борт (18 чел. на штурвале) |
1 мин. 7 сек. |
7 мин. 38 сек. |
40 градусов лево на борт (18 чел. на штурвале и 30 - на румпель-талях) |
2 мин. 20 сек. |
7 мин. 19 сек. |