Полученные результаты наглядно показали все выгоды усовершенствованного рулевого привода. Средний диаметр циркуляции во время опытов составлял около 860 метров - примерно 7L (7 длин корпуса). По другим данным результаты поворотливости были еще лучше - примерно 5,6L-5,7L (то есть около 700 метров). Время полной циркуляции на небольшой 5-узловой скорости составило 12 минут 35 секунд при диаметре 535 метров.
В начале 70-х годов броненосец был поставлен на капитальный ремонт. По механической части на нем были установлены новые испарители и котлы, позволяющие держать давление пара в 27 фунтов, установили новый винт. По окончании работ, в 1875 году, выйдя на мерную милю, фрегат показал усредненную по шести пробегам скорость 14,065 узлов при индикаторной мощности 6289 л.с.
Второй фрегат «Agincourt» вышел на первую пробу 12 октября 1865 года также при неполной загрузке. И также как и головной корабль, он показал усредненную скорость полного хода более 14 узлов.
Через два месяца, выйдя из дока после покраски и очистки дна, он достиг 15,433 узла при индикаторной мощности 6867 л.с. В это время на фрегате были установлены только нижние мачты (без стеньг), а также не имелось на борту различного рода запасов и всей артиллерии.
На испытаниях среднего хода результат оказался 13,548 узлов при 4426 л.с. Позже проведенные испытания показали, что этот фрегат лишь немногим уступал головному кораблю. В полном грузу его скорость оказалась более 14 узлов и позже он неоднократно подтверждал ее.
В последующем механизмы кораблей модернизации. не подвергались, но котлы перед 1890 годом были заменены на цилиндрические. Конечно, это повысило надежность установки, но в отношении скоростных качеств никакого преимущества не предоставило, так как механизмы оставались прежними тронкового типа. Например, «Minotaur», получивший в 1889-1890 годах в Портсмуте новые цилиндрические котлы, практически не получил прироста в скорости. Старые, изношенные машины корабля на испытаниях едва-едва смогли перевалить 13-узловый рубеж. Реальной же полной скоростью броненосцев этого типа (с 1891 года крейсеров 1-го класса) в морских условиях к этому времени считались только 12 узлов.
Отличительной и уникальной чертой этих кораблей было их парусное вооружение. Фрегаты имели по пять мачт почти одинаковой высоты со стеньгами-однодеревками (без брам-стеньг) с флагштоками. Бушприт продолжался небольшим утлегарем Реи и мачты были сделаны из железа.
Высота клотика |
от верхней палубы |
от ватерлинии |
1-я фок-мачта |
36,73 м |
41,45 м |
2-я фок-мачта |
38,40 м |
- |
1-я грот-мачта |
38,40 м |
42,98 м |
2-я грот-мачта |
36,73 м |
|
Бизань-мачта |
33,92 м |
39,02 м |
Площадь парусности |
39077 кв.фут. / 3630,37 кв.м |
Первоначально предполагалось иметь сухой (без прямых парусов) только последнюю мачту, а на остальных кроме нижних парусов иметь марсели и брамсели. Позже было решено прямые паруса оставить только на трех первых мачтах.
Корабли отличались вполне удовлетворительной мореходностью. В августе-октябре 1867 года фрегат «Minotaur» провел в Английском канале расширенные испытания по мореходности. Из рапорта адмирала Уордена об итогах этих испытаний видно, что броненосец отличался прекрасной ходкостью и хорошо держался на волне. В самое сильное боковое волнение качка доходила до 19 градусов, а в свежую погоду она редко превышала 10 градусов, что позволяло использовать бортовую батарею без всякого опасения. Метацентрическая высота броненосца «Minotaur» равнялась 1,179 метра. Всю службу оба броненосца провели в плаваньях, постоянно поддерживая высокое мнение о своих мореходных качествах, но несмотря на большую площадь парусности, скорость их без помощи машины не превышала 10 узлов.
Стоимость этих фрегатов оказалась довольно высокой, но все-таки она оказалась ниже, чем у броненосца «Achilles», несмотря на их большее водоизмещение.
Статья |
«Minotaur» |
«Agincourt» |
Корпус с броней |
371 446 ф.ст. |
362 771 ф.ст. |
Механизмы и отделка |
79 328 ф.ст. |
83 277 ф.ст. |
Рангоут, оснастка и запасы |
28 081 ф.ст. |
29 590 ф.ст. |
Всего |
477 855 ф.ст. |
475 638 ф.ст. |
С 12 % накладных расходов |
485 340 ф.ст. |
483 123 ф.ст. |
Последующая эксплуатация и переделки на кораблях не считались очень дорогими для таких достаточно крупных кораблей. Например, вся эксплуатация «Minotaur» до 1889 года (когда он был поставлен на капитальный ремонт) обошлась в 305,5 тысяч фунтов стерлингов, а наибольшая по объему перестройка, замена котлов на «Minotaur» в 1890-1891 годах - примерно в 53,3 тысячи фунтов стерлингов.
Броненосный фрегат «Northumberland» предполагалось построить как третий типа «Minotaur», но строился он медленнее других, поэтому, когда появились результаты опытных стрельб в Шибуринессе создавшие мнение о слабости бронирования новых фрегатов, Адмиралтейство, главным образом по инициативе Эдварда Рида, предложило увеличить толщину бронирования за счет уменьшения прикрываемой им площади.
Броненосец строился частным заводом Мэйрома «Milwall Iron Works & Со.» в Мильуолле. Официальная закладка состоялась 10 октября 1861 года, но из-за переделок строительство замедлялось, и подготовка к спуску в переделанном виде была выполнена только в марте 1866 года. Однако обе предпринятые попытки оказались неудачными из-за сильных морозов. И лишь 17 апреля 1866 года фрегат был стащен на воду, простояв весь месяц с наполовину погруженным в воду корпусом Надо отметить, что спуск корабля со стапеля состоялся почти со всей установленной броней. После загрузки внутрь машины и производства монтажных и некоторых отделочных работ корабль был готов к пробам
Корпус броненосца по конструкции не отличался от однотипных кораблей. Незначительные различия в размерах кораблей и некоторых конструкциях были вызваны различием в схеме защиты и вооружения. Размеры корпуса приведены в таблице при описании двух первых кораблей.
Помимо этого фрегат отличался от первых броненосцев серии конструкцией капитанской рубки на верхней палубе. В отличии от них, на «Northumberland» она была выполнена двухъярусной, при этом в нижнем ярусе были устроены бойницы для штуцерного огня на случай абордажа.
Вооружение фрегата первоначально не отличалось от первых кораблей этого типа, и до перехода к нарезной артиллерии все изменения в составе и размещении орудий были аналогичны. Но при перевооружении на нарезные пушки циркуляр Адмиралтейства определил на этот корабль иное вооружение - четыре 9" пушки в 12,5 тонн, двадцать две 8" пушки в 9 тонн и две 7" по 6,5 тонн.
Во время длительного капитального ремонта в 1875-1879 годах корабль получил новую артиллерию из семи 9" и двадцати 8" орудий, а также двух 20-фунтовых пушек. Последние позже заменили на одно 6" и одно 5" орудия и одновременно добавили малокалиберные скорострельные противоминные пушки, включая шесть 47-мм скорострельных пушек (по некоторым сведениям количество малокалиберных пушек достигало 26 стволов). Предполагалась также установка торпедных аппаратов, но, судя по всему, сделано это не было, хотя есть сведения об установке четырех минных пушек.
Изменение броневой защиты корабля явилось одной из основных причин предпринятой переделки броненосца от первоначального проекта.
В оконечностях, на расстоянии 30,5 метров от штевней, с фрегата были сняты все броневые плиты, но бронепояс по ватерлинии был сохранен по всей длине корпуса, и в оконечностях по высоте доходил до высоты батарейной палубы. Высота пояса в носу составляла 3,05 метра, в корме 2,44 метра. В средней части корпуса вместе с батареей высота бортовой брони достигала 4,88 метра. В середине корпуса и в носовой части пояс опускался ниже ватерлинии на 1,83 метра, в корме - немного меньше.