Оглавление

Поэтому ТА-15 в одиночестве совершил еще один поход к острову, доставив войсковые подкрепления, боезапас и снабжение. Введенный в строй и отправленный вслед ему ТА-14 уже после прохода острова Makronisi был возвращен в Пирей в связи с тем, что Капитан-лейтенант Форштеер получил сообщение с острова, состоящее всего из двух слов: «Лерос капитулирует!». Это казалось невероятным, но солдаты полка «Brandenburg», несмотря на явное превосходство противника, сделали невозможное и заняли весь остров. Миноносец ТА-15 возвращен не был и, зайдя непосредственно в гавань Portolago на Леросе, разгрузился прямо на пирсы.

Так завершилась первая боевая операция 9-й флотилии миноносцев. Из всех кораблей флотилии только ТА-15 в течение пяти дней непрерывно находился в строю. Остальные временно выбывали из действия по тем или иным причинам.

Обстановка, в которой действовали немецкие корабли, резко отличалась от действий союзников. Те задачи, которые противник осуществлял с привлечением большого количества крейсеров и эсминцев, немецкий флот должен был выполнять силами всего нескольких действующих миноносцев и ряда меньших кораблей.

23 ноября совершили поход к острову Самос миноносцы ТА-15 и ТА-19 под командованием начальника флотилии. Военных действий не было, так как Самос капитулировал без боя. Таким образом, к вечеру 24 ноября основные острова Додеканезского архипелага оказались захвачены немецкими войсками.

ВОЙНА НА МОРЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

В первой декаде декабря миноносцы ТА-15 и ТА-16 сопровождали на Лерос пароход «Leda» (4573 BRT), который должен был доставить с острова в Пирей военнопленных. В этом походе кораблям четыре раза пришлось уклоняться от торпед с подводных лодок противника и, помимо этого, отразить шесть воздушных атак.

20 декабря ТА-15 и ТА-14 под общим командованием Капитан-лейтенанта Форштеера (командир ТА-15) сопровождали на Самос пароход «Drache». Незадолго до обратного выхода оттуда перед входом в гавань была обнаружена вражеская подводная лодка. Ее преследовал ТА-14, но, сбросив все имеющиеся глубинные бомбы, он не добился успеха. Тогда его сменил ТА-15. Сделав несколько галсов миноносец смог более точно определить место подводной лодки, поставив как ориентиры несколько буев. После этого последовала команда Форштеера:
-  «Ложиться на боевой курс! - Подготовиться к сбросу глубинных бомб!»

ТА-15 вышел точно на подводную лодку. Команды и сообщения следовали одна за другими.
-  «Пятьсот! - Четыреста! - Уточнить место!»
-  «Первая группа подготовить бомбу!»
-  «Первая группа - сброс!»
-  «Вторая группа подготовить бомбу!»
-  «Вторая группа - сброс!»

Ge9FlMM004.jpg

ТА-15 после авианалета на Пирей 11 января 1944 года на бывшей стоянке итальянского флота «Comando Marina».

С каждым приказом в воду с кормовой части сбрасывалась одна глубинная бомба и, смотря по обстоятельствам, с правого и левого бортов выбрасывались по одной глубинной бомбе бомбометами. Глухие взрывы доносились из глубины вод. Пятнадцать кругов взбаламученной воды создавали своеобразный узор на поверхности воды, и в их центре на воде появилось коричневое масляное пятно, из-за которого вода быстро успокаивалась.
-  «Шумов не слышу!» - доложил акустик с шумопеленгаторного поста.
-  «После бомбежки цель не наблюдаю!» - сообщил старшина с поисковой локаторной станции.

Несмотря на результативность атаки ТА-15, вместе с тем не имелось явных и достоверных подтверждений, что подводная лодка противника уничтожена. В следующие полчаса, пока конвой выходил из гавани Самоса и вплоть до присоединения к нему ТА-15, шумы подводных лодок обнаружены не были.

В ночь на Рождество из Пирея в Салоники прибыл ТА-14. Там уже находился вернувшийся из похода ТА-15. В день Рождества оба миноносца с тремя пароходами вышли в Chalkis, откуда они должны были сопровождать пароходы дальше до Пирея. Поход завершился без происшествий и стал последним в 1943 году.

Год, в котором была сформирована 9-я флотилия, завершился для нее вполне удачно. Учитывая техническое состояние кораблей можно сказать, что флотилия успешно выполнила поставленные перед ней задачи, выдержав при этом боевое крещение у Лероса.

11 января 1944 года, в первой половине дня, гавань Пирея подверглась массированной атаке авиации союзников. Налет произвел по большей части только моральное впечатление, так как находившиеся в гавани суда и корабли, в том числе и миноносцы, повреждений не получили. На местах взрывов бомб моряки с палуб миноносцев наблюдали громадные столбы из воды и донного ила, корабли вздрагивали от сотрясений, а поверхность воды в радиусе тысячи метров от кораблей выглядела кипящей из-за падения осколков бомб, комков ила и различных обломков. Ни бомбежка, ни последовавшая затем штурмовка ущерба кораблям не нанесла. Но зато потери оказались среди гражданского населения города, в котором к тому же были разрушены некоторые дома.

31 января 1944 года ТА-15 под флагом Начальника флотилии капитана 2-го ранга Риде (Fregattenkapitan Riede), ТА-14 и ТА-16 вышли для сопровождения пароходов «Sieglinde» и «Centaur» в Portolago, гавань на острове Лерос. Переход корабли совершили без помех. Во время разгрузки пароходов во внутренней гавани миноносцы ошвартовались к каменной пристани. За время стоянки на порт дважды совершали налеты самолеты противника, однако вреда они не причинили.

Ранним утром 1 февраля миноносцы вышли в море, сопровождая до Самоса пароход «Leda». Уже при проходе боновых заграждений над конвоем появился одиночный бомбардировщик противника, который атаковал корабли, и сам, в свою очередь, был обстрелян корабельными зенитками. Не добившись успеха он улетел, но вскоре над кораблями закружили уже 8 самолетов, и атаки продолжились. Корабли уклонялись маневрированием и не прекращали ответный зенитный огонь. Первоначально самолеты ограничивались штурмовкой, но вскоре один из самолетов сбросил бомбу, которая упала рядом с транспортом «Leda», не вреда судну не причинила. Интересно, что на всех немецких кораблях отметили участие в атаках бомбардировщиков «Не-111». На радиозапрос с кораблей в штаб был получен ответ, что собственных самолетов в воздухе в этом районе нет. Вероятно, это были трофейные самолеты из авиачастей бывших союзников Германии. Да и пилотировали их, наверное, тоже бывшие немецкие союзники. Как бы то ни было, атаки с перерывами продолжались до вечера, но никакого успеха противнику не принесли. Вечером конвой вошел в бухту Vathi на Самосе. Здесь «Leda» стала на якорь рядом со шведским пароходом, несшим опознавательные знаки организации Красного Креста (Rot-Kreuz-Dampfer). Швед вскоре снялся с якоря и ушел в море. А оставшиеся немецкие корабли весь день почти беспрерывно подвергались атакам с воздуха. Всего они выдержали 15 атак самолетов, но ни одна бомба в корабли не попала.

Оглавление

Hosted by uCoz