Оглавление

БРОНЕВЫЕ ПЕРЕБОРКИ

В отличие от типов "Scharnhorst" и "Bismarck", эти корабли имели четыре траверзных переборки, но с похожим распределением толщины брони на них. Появление дополнительной переборки было вызвано желанием защитить торпедный погреб. Носовая переборка по бокам от противоторпедной продольной переборки имела толщину 80 мм, а посередине - 120 мм; под нижней бронепалубой она имела 220-мм толщину, сужаясь вниз до 150 мм на участке между противоторпедной переборкой и до 100 мм у бортов. Эта переборка защищала носовые погреба от снарядных попаданий с носовых углов. Кормовая траверзная переборка была подобна носовой, только с вдвое более узким 220-мм участком, под которым брони уже не имелось. Переборка за отделением рулевых машин имела толщину 200 мм. Еще одна, неполная броневая 100-мм переборка проходила по высоте противоосколочного пояса перед главным носовым траверзом для защиты торпедного перегрузочного отделения. Края этой переборки разграничивали толщины бортовой брони - перед ней толщина плит была 60 мм, за ней - 150 мм.

В пределах цитадели проходило несколько важных броневых продольных переборок. Противоторпедная, бронированная на зсем протяжении цитадели, имела толщину 45 мм в районе механизмов и 60 мм в районе боевых погребов. Ее верхняя 30-мм часть, проходящая между нижней броневой и верхней палубами, выполняла роль противоосколочной защиты. Далее, внутри корабля, над нижней бронепалубой имелась еще одна 30-мм продольная переборка для защиты внутренних помещений. Для локализации повреждений при взрывах снарядов или бомб в средней части корабля имелось еще пять поперечных броневых переборок.

БРОНЕВАЯ ЗАЩИТА ОКОНЕЧНОСТЕЙ

Поскольку водоизмещение кораблей типа "Bismarck" жестко ограничивалось, единственной броней вне цитадели был небольшой противоосколочный пояс в носу. На линкорах типа "Н", имевших большее водоизмещение и длину по ватерлинии, удалось применить более обширную легкую броневую защиту вне цитадели.

Большая часть борта в носовой части прикрывалась 60-мм и 150-мм броней, защищая, в частности, перегрузочное торпедное отделение перед носовым броневым траверзом. Более обширное бронирование корпуса вне цитадели, чем на предыдущих кораблях, появилось вследствие анализа повреждений линейного крейсера "Lutzow" в Ютландском бою. Нос защищался 60-мм броней 'Wh" на протяжении 12 метров и по высоте на 7,25 метрах. Между носовым броневым траверзом и местом, где начиналась 7,25-метровая полоса противоосколочного пояса, его толщина увеличивалась до 150-мм на протяжении перегрузочного торпедного отделения, а затем снова уменьшалась до 60 мм. В этом районе противоосколочный пояс имел глубину 4,25 метра.

В корме противоосколочный 90-мм пояс высотой 4,25 метра, проходил до броневой переборки в кормовой части отделения рулевых машин. Немцы считали, что такая защита кораблей, предназначенных для действий вдали от своих баз, обеспечит целостность борта при осколочных попаданиях, а аварийные партии легко справятся с ограниченными повреждениями от прямых попаданий. На кораблях типа "Bismarck" с аналогичным назначением такая защита отсутствовала из-за ограничения стандартного водоизмещения 42.000 тонн.

БРОНЕВАЯ ЗАЩИТА АРТИЛЛЕРИИ

Самая толстая броня на кораблях была установлена на башнях и барбетах главного калибра: 400-мм лобовые плиты, 220-мм боковые и 325-мм задние плиты, причем толщина последних была обусловлена не требованиями защиты, а, по большей части, желанием получить сбалансированную установку. Горизонтальная броня крыши имела толщину 220-мм, но наклонная ее часть над стволами орудий утоньшалась до 180 мм. Такое распределение брони на башнях применяли еще на германских проектах Первой мировой войны.

Нижнее кольцо барбетов под верхней бронепалубой делалось из 240-мм незакаленной брони, а верхнее - из 365-мм закаленной. Такое двухуровневое бронирование барбетов применялось также и на кораблях типа "Bismarck", но по сравнению с ним толщина плит была увеличена, поскольку барбеты считались более уязвимыми, чем башни. Система подачи боезапаса, зарядные картузы и пламянепроницаемые задвижки проектировались так, чтобы уменьшить риск взрыва погребов при разрыве снаряда в башне.

Башни средней артиллерии имели такую же защиту как на кораблях типов "Scharnhorst" и "Bismarck", и германские конструкторы не видели необходимости ее усиливать за счет других статей нагрузок, Барбеты этих башен имели толщину 80 мм и высоту над верхней броневой палубой 1,37 метра для носовых башен, 1,61 метра для средних и 1,64 метра для кормовых.

Развитая противоосколочная защита между бронепалубами в пределах цитадели состояла из переборок толщиной 15-20 мм. Более толстыми были продольные переборки. Противоосколочная защита охватывала также помещения перегрузки и подготовки 37-мм боезапаса, подъемники 150-мм, и 105-мм боезапаса, фальшборты, открытый ходовой мостик, штурманскую рубку, кабельные кожухи, рубку управления артиллерийским огнем, зенитные директоры, посты связи и кормовую часть адмиральского помещения. Дымоходы защищались 16-мм плитами.

Толщины горизонтального бронирования

Верхняя палуба: над погребами

80 мм

над механизмами

50 мм

Броневая палуба:

посередине над погребами

120 мм

посередине над механизмами

100 мм

у бортов над погребами

150 мм

у бортов над механизмами

120 мм

Суммарная толщина:

посередине над погребами

200 мм

посередине над механизмами

150 мм

у бортов над погребами

230 мм

у бортов над механизмами

170 мм

Оглавление