Оглавление

Хотя эти корабли имели в некоторых мостах (например, главный пояс) меньше брони, чем линкор "Bismarck", оконечности, рулевые приводы и боевые рубки на них защищались лучше. Вес брони (без учета брони в 15 мм и ниже) составил 39,2 % от стандартного водоизмещения против 40,4 % на "Bismarck's" (следует учитывать, что на кораблях типа "Н" были более тяжелые механизмы), но в обоих случаях относительная длина цитадели была одинаковой. 'Bismarck" имел более толстый главный пояс, но более тонкие скосы бронепалубы (105 мм против 120 мм), поэтому можно вполне определенно считать, что погреба и механизмы на линкорах "Н" защищались от 406-мм снарядов достаточно хорошо.

БОЕВАЯ РУБКА

Немцы всегда стремились дать боевым рубкам своих кораблей хорошую защиту. Проект боевой рубки на линкорах типа "Н" отличался от таковой на "Scharnhorst" и "Bismarck". Стенки главной рубки (размером 8,08 х 5 метров) имели в верхней части толщину плит 350 мм, а а нижней - 200 мм. Для изготовления вертикальных плит применялась закаленная броня. Горизонтальная броня изготовлялась из нецементированного материала и имела толщину: крыша - 200 мм и нижняя палуба рубки - 80 мм. Плиты нецементированной брони соединялись сваркой, а закаленной - шпонками и броневыми болтами. Коммуникационная шахта защищалась 150-мм закаленной броней в форме подковы. Она соединяла нижнюю бронепалубу и нижний уровень боевой рубки, расширяясь кверху, гак что весь комплекс напоминал гигантскую трапецию.

Кормовая рубка с боков и сверху защищалась одинаковой по толщине 100-мм броней. Однако броневой материал использовался разный - для вертикальных плит закаленная броня, для горизонтальных перекрытий - незакаленная.

ПРОТИВОТОРПЕДНАЯ ЗАЩИТА

Относительно большая ширина корпуса позволила применить систему противоторпедной защиты аналогичную защите кораблей типа "Bismarck". Только внутренняя противоторпедная переборка на половине осадки отстояла от обшивки на 5,5 метра по большей части цитадели, а в ее оконечностях требовалось не менее 3,25 метра. Толщина противоторпедной переборки и внутренней структуры корпуса увеличивалась, чтобы компенсировать уменьшение глубины ПТЗ. Трудности представляла ПТЗ а районе кормовых башен главного калибра - здесь из корпуса выходили внешние гребные валы и из-за их дейдвудов глубина защиты на половине осадки оказалась меньше желаемых 3,25 метров. В виде компенсации в этом месте имелось тройное дно.

Район

Глубина на 1/2 осадки

Общая толщина переборок

Толщина ПТП

Башня "Anton"

3,08 м

72 мм

60 мм

Башня "Bruno"

3,08 м

72 мм

60 мм

Средняя часть

5,50 м

55 мм

45 мм

Башня "Cesar"

2,06 м

72 мм

60 мм

башня "Dora"

1,28 м

72 мм

60 мм

В оконечностях цитадели ширина противоторпедной защиты была чуть больше, чем на линейных кораблях типа "Bismarck", но все равно меньше, чем на большинстве иностранных линкоров. Сделать защиту более глубокой не позволяли большие погреба главного калибра и дизельная энергетическая установка, требовавшая большего объема. А увеличить размеры корабля не позволяла величина немецких доков, где они должны были проходить текущий ремонт.

Конструкцию двойного дна, устроенную на линкорах типов "Scharnhorst" и "Bisrnarck", решили оставить и на проекте "Н-39", а для ограничения района затоплений пои подводных взрывах под днищем сделали более совершенное разделение на отсеки. Помимо этого имелись и некоторые другие отличия. В частности, высоту двойного дна увеличили до 2 метров под энергетической установкой и до 2,75 метров под башнями главного калибра.

Корабли имели также хорошо продуманное внутреннее разделение (число главных водонепроницаемых отсеков 21) - особенно поперечными переборками внутри цитадели, большое внимание уделялось также устранению значительных кренов при затоплении погребов, помещений главных механизмов или бортовых отсеков,

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Энергетическая установка этих кораблей являлась наиболее интересной особенностью. Они должны были иметь три винта диаметром 4,8 метра Каждый из винтов приводился бы в действие от четырех дизелей с нормальной мощностью 12.500 м.л.с каждый (в форсированном режиме 13.750 м.л.с). Немцы тщательно изучили причины сильной вибрации от работы дизельной энергетической установки на кораблях типа "Deutschland" и спроектировали нового типа фундаменты под дизели высотой 4 метра.

Дополнительную жесткость давало и двойное дно увеличенной высоты, к которому фундаменты жестко крепились Все это (фактически это означало присоединение к нагрузке определенно больших масс) считалось достаточной мерой против интенсивной вибрации Установка этих фундаментов требовала, помимо прочих трудностей, и специальной технологии строительства корабля. Корпус должен был формироваться таким образом, чтобы сначала собрать кормовую часть, так как от сварки продольные элементы конструкции корпуса могло "повести", а этого следовало избегать, поскольку установка и центровка двенадцати главных дизелей требовали большой точности. Не менее точной должна была быть и центровка дизелей с зубчатым редуктором.

Оглавление