Оглавление

Вильгельм Хаделер в своих воспоминаниях отмечает, что в начальный период войны морское командование проявляло полное пренебрежение и отсутствие интереса к авианосцам. Но это его не удивляло, так как первый опыт боевых действий на море не выявил их необходимости для немецкого флота. И тем не менее известно, что в самом начале войны немецкие инженеры проводили кое-какие изыскания в отношении конструирования авианосцев. В личном архиве Хаделера имеются некоторые документы первого периода войны о проработках эскизного проекта небольшого авианосца ("kleinen" Tragers), однако отсутствие конкретных сведений и, что важнее, эскиза корабля, не позволяет дать уверенное суждение об этих работах.

На подготовке проекта такого корабля с водоизмещением всего 5-10 тысяч тонн сразу же после начала войны стал настаивать тогдашний министр судостроения Лотманн (Ministerialdirektor Lottmann). Известно, что еще до войны он считал рискованным сразу приступать к строительству достаточно больших авианосцев, подобных типу "Courageous", а наиболее подходящим в качестве прототипа считал британский "Hermes". По его мнению на таком корабле было бы наиболее удобно отрабатывать все основные концепции создания авианосца. Примечательно, что еще в 1917 году, заказывая "Hermes" для боевых действий в Северном море, англичане имели весьма смутное представление о том, как будут осуществляться на нем взлетно-посадочные операции. По существу, устройства и оборудование для этого создавалось и совершенствовалось уже в процессе строительства и эксплуатации самого "Hermes'a", a также "Furious'a". В немецком флоте для этих целей мог бы использоваться предполагаемый Лотманном небольшой авианосец. Во всяком случае, после рассмотрения данного вопроса, выяснилось, что Лотманн предполагал именно такое его предназначение. Теперь же, когда строительство "Graf Zeppelin" тормозилось именно отсутствием подходящего летно-технического оборудования, он вновь поднял вопрос о малом авианосце.

В сентябре 1939 года Лотманн поручил разработку проекта такого корабля конструкторскому бюро Хаделера, которое к этому времени осталось практически без работы. Причем первоначальная задача сводились больше к определению минимальной возможной величины авианосца подобного предназначения. Одновременно конструкторский отдел Kriegsmanne, возглавляемый военно-морским инженером-кораблестроителем морским строительным советником Дриссеном (Marinebaurat Driessen), получил от Лотманна же задание разработать проект авианосца на базе имеющихся чертежей корпуса крейсера "М" -проект этих крейсеров стандартным водоизмещением 7800 тонн и полным 10.500 тонн был создан в 1938 году именно этим отделом. Однако Дриссен при получении заказа отметил, что из-за полного отсутствия опыта проектирования авианосцев он не очень-то надеется на успех, поэтому бюро Хаделера было поручено оказывать отделу ВМФ любую возможную помощь. Тем не менее работы велись недолго. Уже в ближайшее время стало ясно, что нет смысла ожидать приемлемого решения задания уже хотя бы потому, что в то время в качестве корабельных самолетов Германия могла использовать только специально переоборудованные модификации истребителя Ме-109.Т (Bf-109.Т") и пикирующего бомбардировщика "Ju-87.C" летно-технические характеристики которых не позволяли использовать их с палуб таких коротких кораблей - длина корпуса авианосца на основе чертежей крейсера составляла всего 183 метра при ширине 17 метров. К тому же немцы мало представляли веса и размеры различного авиатехнического оборудования, необходимого на кораблях. Исходя из этого не имело смысла продолжать работу над еще меньшими по величине малым ("kleinen" Trager) и сверхмалым ("kleinsten" Trager) авианосцами. Уже первоначальные выкладки показывали, что при выполнении необходимых для авианосца требований даже в минимально необходимых размерах его боевая ценность оказалась бы очень незначительна из-за малой скорости корабля, дальности плавания, остойчивости и др.

По мнению бюро Хаделера авианосец с одним ангаром на 10 самолетов должен был иметь водоизмещение около 14 тысяч тонн, при этом остальные боевые и технические характеристики корабля получались весьма скромными и вряд ли могли бы удовлетворить командование флота. Авианосец с 18 или 20 самолетами в двух ангарах получался не меньше 17,5 или 18 тысяч тонн водоизмещением. От конструкторского отдела Kriegsmarine вообще не поступило никакого проект , да его и не могло быть, учитывая объявленные Хаделером сведения.

ЗАКРЫТИЕ ПРОГРАММЫ "FLUGZEUGTRAGER"

В итоге, после обсуждения полученных результатов проектирования малых авианосцев перед военно-морским командованием встал вопрос о полном закрытии программы по проектированию авианосцев "Flugzeugtrager". И этому были свои причины. С началом боевых действий довольно быстро основная судостроительная деятельность, ресурсы и материалы, сосредоточились прежде всего на достройке подводных лодок и эскортных кораблей. Уже в конце 1839 года, в период подготовки французской кампании, вопрос о сроках строительства авианосцев был поставлен довольно остро, В это время Германия надеялась на недолгое ведение войны, рассчитывая закончить боевые действия к концу 1940 года или в начале 1941-го. В связи с этим из-за нехватки рабочей силы, по требованию Гитлера, были остановлены работы на всех строящихся кораблях, находившиеся в малой степени готовности, строительство которых не могло быть закончено до этого срока, одновременно были закрыты и некоторые, хоть и перспективные, но долговременные программы, в число которых попала и "Flugzeugtrager". Приказом от 14 ноября 1939 года, в канун начала службы Хаделера на кильской верфи "Kriegsmarine Werft", все работы по программе были свернуты, хотя строительство авианосца "Graf Zeppelin" после этого еще продолжалось некоторое время. Однако для авианосца "В" все окончилось иначе. Официально его строительство было остановлено еще приказом от 19 сентября 1939 года, когда набор и корпус был поднят уже до уровня броневой палубы. Несмотря на этот приказ работы на стапеле продолжались еще некоторое время, но в очень малом объеме. В начале 1940 последовало распоряжение разобрать корабль и освободить стапель.

В конце апреля, 29-го, работы остановились и на авианосце "Graf Zeppelin", так как моряки пришли к убеждению с полной невозможности его быстрого ввода его в строй из-за отсутствия многих видов летно-технического оборудования. Уже установленные на нем 150-мм орудия были сняты и отправлены в Норвегию для установки на береговых батареях. Опасаясь воздушных налетов британской авиации его в июне - начале июля 1940 года на буксире перевели в Gotenhafen, где он благодаря своим достаточно объемным помещениям использовался в качестве плавучего склада военно-морского ведомства для хранения ценных пород дерева. При этом корабль получил второе имя "Zugvogel", которое использовалось в документах как шифр в качестве маскировки. Перед самым нападением на СССР, опасаясь теперь уже налетов советской авиации, его временно отвели в Штеттин, но вскоре вернули в Gotenhafen.

ИССЛЕДОВАНИЯ ТРОФЕЙНЫХ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОЕКТОВ, ПОСЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ АВИАНОСЦЕВ В ГЕРМАНИИ

Когда летом 1940 года Париж был оккупирован немецкими армейскими частями, в руки немцев попала документация французских проектных отделов морского департамента и архивов. Для немецких инженеров, занимавшихся авианосцами эти трофеи оказались чрезвычайно ценными, так как позволяли им ознакомиться с более или менее современным иностранным опытом конструирования и строительства авианосцев, до сих пор практически недоступном для немцев. К этому времени до некоторой степени подробные сведения немцы имели только от японцев - полученные в конце 1934 года немецкой военно-морской комиссией сведения относились к перестраиваемому авианосцу "Akagi". Теперь же была захвачена документация, относящаяся к современным, еще строящимся французским авианосцам "Joffre" и "Painleve".

Оглавление

Hosted by uCoz