Оглавление

Естественно, всю захваченную документацию предполагалось тщательно изучить и проанализировать, в связи с чем вопрос о программе "Flugzeugtrager" возник вновь. Все документы, могущие иметь к ней отношение, были переданы конструкторскому отделу Kriegsmarine, руководимому уже упоминавшимся инженером Дриссеном, а для рассмотрения и детального ознакомления их также были привлечены инженер кораблестроитель Вернер и майор ВВС Попп, последний как специалист летно-технического оборудования. Оба они являлись признанными авторитетами в своих областях. Корабельный инженер Советник министерства Вернер (Amtrat Erich Werner) участвовал в создании немецких авианосцев от самого начала, сперва как военный представитель, наблюдающий за работами на авианосце "А" на верфи "Deutsche Werke Kiel A.G." в Киле, затем как делопроизводитель-референт в конструкторском департаменте, а позже вновь наблюдающим за постройкой того же авианосца, но теперь уже под именем "Graf Zeppelin". Дипломированный инженер, майор Luftwaffe Попп (Major der Luftwaffe (d.L.) Dipl.-lng. Рорр) хорошо изучил судостроение, а в годы Первой мировой войны служил на флоте морским летчиком. Он участвовал в создании немецких военно-воздушных сил, занимаясь организацией системы аэродромного обслуживания и мог оказать неоценимую помощь при конструировании подобного оборудования для авианосца.

По имеющимся документам сейчас трудно установить какую оценку получили французские проекты у немецких специалистов. Хаделер в своих воспоминаниях также не вносит полную ясность в этом вопросе, так как он не принимал непосредственного участия в их рассмотрении. Известно, что в период работы с трофейной документацией были разработаны несколько проектов, в некотором роде представлявших варианты французских "Joffre" и "Painleve", но с использованием некоторых идей и тактических заданий, воплощенных в проекте "Graf Zeppelin". Однако, это не может служить критерием того, что французские проекты были полностью одобрены немцами, как, впрочем, верно и обратное.

25 мая 1940 года Хаделер по делам службы присутствовал в штабе Главного командования Kriegsmarine (OKM) и имел возможность бегло и поверхность рассмотреть некоторые из этих проектов. Он отмечал, что один из них имел островную надстройку на левом борту, что по мнению авторов проекта предоставляло ему определенные преимущества (причем, как указывалось в документах, довольно значительные), хотя и ставило его против общепринятого расположения надстройки на правом борту. Сам же Хаделер так и не смог понять в чем заключаются эти преимущества. Идея такой компоновки судя по всему принадлежала майору Поппу, и, по мнению Хаделера можно считать, что в сравнении с французскими проектами такое решение являлось как бы шагом назад.

Для отдела Дриссена новые данные позволили решить ряд проблем с отдельными вспомогательными и летно-техническими устройствами, а также сформулировать некоторые специфические принципы проектирования, относящиеся непосредственно к авианосцам. Это было тем более важно, что, как оказалось при изучении документов, некоторые из этих проблем никогда бы не были решены отделом с использованием только тех материалов и сведений, что накопились у него начиная с 1934 года. Сказывалось отсутствие опыта.

Ряд этих и других вопросов, касающихся необходимости строительства авианосцев, в обобщающем виде был освещен в подготовленном для Второго Госсекретаря документе для внутреннего пользования, получившем обозначение "К-1". Основной мотив этого документа был достаточно точно выражен уже в его вступлении: "Основополагающий взгляд на конструирование современных авианосцев в настоящее время в полной мере возможно представить только после соответствующего изучения всего имеющегося и накопленного в нашем флоте материала и проведения соответствующих исследований. Необходимо выяснить, что из уже достаточно точно определенных положений осуществляется или может быть осуществимо в конструкции немецких авианосцев "Graf Zeppelin" и "В"?" Как можно из этого заключить все улучшения имеющихся конструкций на строящихся авианосцах (а также и на разрабатываемых проектах) немецкие конструкторы рассчитывали осуществить лишь посредством изучения различного рода документов, не будучи уверенны, что в условиях военного времени удастся наработать определенный опыт каким-либо иным путем. Это позже подтвердил Хаделеру и один из бывших сотрудников отдела Дриссена, заявив, имея в виду трофейные французские документы, что "без их работ мы вообще нэ могли ничего сделать!" 1. Например, в документе-приложении "Анализ данных" ("Auswertungen") Дриссен предложил устройство обширной противоосколочной защиты авианосца, скопированное из трофейных документов. Правда при этом он представил его как собственное решение. Эскиз проекта этой защиты Хаделеру показали во время упомянутого выше посещения штаба Главного командования Kriegsmarine (OKM), при этом характеризуя его как "особенно хорошо выполненная работа!".

Несмотря на то, что Хаделер достаточно долго занимал высокую должность в департаменте кораблестроения, и к тому же получил достаточной большой опыт в проектировании авианесущих кораблей, он в своих воспоминаниях не дает никакой определенной оценки трофейным документам 1940 года ни в целом их объеме, ни каким-либо отдельным их частям, с которыми он все же смог ознакомиться в тот период. Предполагаемым объяснением этого факта может быть то, что он в этот период служил в Киле и по всей вероятности занимался совсем иными задачами. Нельзя отрицать также, что более вероятной причиной стали какие-то личные мотивы.

ДАЛЬНЕЙШИЕ ПРОРАБОТКИ ПРОЕКТА АВИАНОСЦА "А"

Несмотря на то, что работы на верфи практически были остановлены, в течение 1940 года и до качала 1941-го в конструкторском департаменте разработка проектов авианосцев и летно-технического оборудования продолжалась. Можно даже сказать, что она практически не прерывалась, хотя все мероприятия по программе "Flugzeugtrager" были остановлены еще в ноябре 1939 года. Это было связано с тем, что с одной стороны было необходимо закончить текущие разработки и довести их до определенной стадии совершенства, с другой стороны имелось вполне понятное желание по возможности максимально использовать результаты изучения трофейных документов, а также полученный в результате боевых действий опыт.

К концу 1940 года в результате обобщения первого опыта крейсерских операций Kriegsmarine немецкому командованию пришлось признать, что бортовые самолеты крейсеров и вспомогательных рейдеров совершенно не оправдывают возлагаемых на них надежд. Немаловажно отметить, что вопросы о необходимости иметь авианосную авиацию все больше стали подниматься в докладах и сообщениях командованию Kriegsmarine и даже лично к Гитлеру уже вскоре после окончания польской кампании. Немало подтверждений этого мнения обнаружено в архивах. Лично Хаделер в своих воспоминаниях ссылается на полученное им послевоенное письмо (от 26.07.1954 года) капитана 1-го ранга Гаула (Kapitan zur See W.Gaul), который сообщал, что крейсирующие корабли во время плаваний зачастую на довольно продолжительное время оставались без воздушной разведки и по существу лишались своей наиболее аффективной защиты - знания окружающей их обстановки.

В любом случае, как уже говорилось в конструкторских бюро работа над чертежами авианосцев полностью не останавливалась и после свертывания программы "Flugzeugtrager". Интересно отметить, что хотя проект авианосца "Graf Zeppelin" был утвержден еще в апреле 1939 года (уже после его спуска на воду) и официально работы над ним были прекращены, именно после ноября 1939-го конструкторами был начат и в течение 1940 года проведен ряд исследований, первостепенной целью которых стало определение вероятных весовых нагрузок авианосца "Graf Zeppelin". При этом, возможно, учитывалось, что в случае поступления в бюро задания на проектирование нового авианосца, полученные выкладки могли бы стать исходной позицией для разработки проекта нового корабля.


1 - Дословно по нем.: "Ohne ihre Arbeit hatten wir uberhaupt nichts machen konnen!"

Оглавление

Hosted by uCoz