Оглавление

Конечно, максимум усилий был направлен на изменение и улучшение проекта авианосца "Graf Zeppelin", стоявшего в Готенхафене на консервации. Позже они сказались в тех нововведениях и перестройках, которые были сделаны на этом авианосце, но при этом следует отметить, что достаточно высокая стадия готовности авианосца не позволила осуществить все предложения.

В результате произведенного перерасчета весовых нагрузок авианосца "Graf Zeppelin", выяснились довольно серьезные ошибки и несовпадения. Они возникли вследствие того, что некоторые расчетные веса оказались сильно занижены, причем далеко не всегда из-за недостатка опыта проектирования авианосцев. Например, конструкторы не могли знать заранее вес поста управления зенитным огнем (Fla-Feuerleiteinrichtungen), разработка которого к тому времени еще не была закончена, и который в итоге оказался вчетверо тяжелее предполагаемого веса. Не была известна конструкция и вес незаконченных разработкой тросовой системы торможения и аварийной посадки самолетов, так же как и системы перемещения самолетов с подъемника к катапульте. Чертежи самих самолетоподъемников также не были готовы. Желание моряков значительно повысить дальность плавания также потребовало добавочного веса на увеличение запасов топлива.

В то время еще не были воплощены в чертежах, но уже предъявлялись конструкторам дополнительные требования морского командования:
-  изменение формы носовой оконечности, при которой авианосец получил сильно наклоненный вперед форштевень "атлантической" формы;
-  расширение полетной палубы для размещения на ней в районе надстройки зенитных установок;
-  увеличение числа противокорабельных орудий до шестнадцати с размещением их в защищенных казематах на восьми спаренных лафетах;
-  усиление зенитной артиллерии, как 105-мм, так и особенно автоматической малокалиберной, причем моряки считали необходимым разместить 105-мм зенитки непосредственно на полетной палубе или островной надстройке;
- противоосколочное бронирование мостиков;
-  размещение радиолокационной станции и прочного опорного фундамента для ее антенны;
- удлинение дымовой трубы;
-  изменение рангоута - легкая фок-мачта в передней части надстройки и более высокая грот-мачта (однодеревка со стеньгой) перед дымовой трубой. Интересно отметить, что почти все последующие проекты авианосцев, включая "А-I", предусматривали вместе с надстройкой толстую трубчатую мачту с дальномерным постом наверху (или без него) и с легкой стеньгой.

Предлагались также и некоторые другие изменения. Практически все они признавались вполне реальными, но приходилось считаться с тем, что большинства из них вызовет увеличение веса островной надстройки и, как следствие, некоторый крен на правый борт, а это в свою очередь потребует дополнительной нагрузки для его компенсации.

В целом же расчеты показали, что выполнение дополнительных требований морского командования вызовет увеличение водоизмещения на две-три тысячи тонн, причем из-за того, что основные дополнительные веса приходились оказались высокорасположенными ожидалось резкое ухудшение остойчивости до недопустимых пределов. Для решения проблемы требовалась кардинальная переделка проекта и модернизация корабля. В связи с этим было предложено пристроить к бортам специальные були. Это позволило бы увеличить ширину корабля и улучшить остойчивость. Одновременно частично решалась проблема с размещением дополнительного запаса топлива и увеличивалась глубина конструктивной подводной защиты, эффективность которой в результате изучения опыта боевых действий была признана абсолютно недостаточной. Пристройка булей по существу полностью изменила подводную защиту авианосца. Внутренние отсеки булей теперь представляли собой камеру расширения взрывных газов, а прежние (бортовые отсеки ниже скосов ГБП) стали камерой разрушения и были заполнены топливом. Частично освободившиеся прежние защитные топливные отсеки перед противоторпедной переборкой были использованы для размещения вспомогательного оборудования.

Помимо названных выгод, как показали расчеты, пристроенные бортовые були не только повышали остойчивость корабля, но и позволяли снизить почти на 800 тонн выросшую к тому времени перегрузку.

В общем и целом и проектанты, и моряки признали, что авианосец "Graf Zeppelin" как таковой далек от совершенства и требует дополнительной модернизации. Однако закрытие программы строительства авианосцев ограничивало все возможные изменения в рамках теоретических выкладок.

ПРОЕКТ АВИАНОСЦА "A-I"

Тем временем конструкторские работы, хотя и в меньшем объеме и замедленными темпами, продолжались. В том числе даже разрабатывались новые проекты авианосцев, правда по большей части все это делалось без участия представителей флота, так как конкретные технические предложения от командования флотом не поступали. Их отсутствие объяснялось прежде всего тем, что в конструкторский отдел не выдавалось никаких официальных заказов или технических требований на разработку авианосца, хотя определенные пожелания уже высказывались - в основном устные.

По всей вероятности создание новых проектов преследовало цель развития конструкторской мысли и.накопления опыта проектирования, а также отработки различных технических решений, часть которых предполагалось использовать при модернизации проекта строящегося авианосца "Graf Zeppelin". При полном отсутствии производственных мощностей, способных заняться строительством авианосцев, острой нехватке рабочих кадров, дефиците всякого рода судостроительных материалов подобные действия вполне объяснимы. Иная трактовка логически неприемлема так как вряд ли можно говорить, что новые проекты всерьез обсуждались с целью их воплощения в металле.

В конце лета 1941 года, во время модернизации проекта "Graf Zeppelin", конструкторское бюро разработало новый проект более крупного по водоизмещению авианосца, который получил обозначение "А-I". К сожалению, о нем, как и о других, обнаружено не слишком много сведений, отчего обсуждение проекта представляет некоторые трудности, и тем более становится невозможным какой-либо подробный анализ. Поэтому в данной статье можно отметить лишь отдельные детали проекта. Учитывая, что он являлся развитием авианосца "Graf Zeppelin" все сравнения проекта производятся именно с ним. Соответственно при этом необходимо учитывать, что в расчет берется не окончательный проект "Graf Zeppelin", а соответствующий данному времени.

Новый проект был заметно крупнее по водоизмещению, причем это было сделано только увеличением ширины корабля при сохранении прежней длины. В этом явно прослеживаются результаты перерасчета весовых нагрузок для "Graf Zeppelin", о которых говорилось выше, а также желание устранить все выявленные недостатки без наделки бортовых булей. Учитывая возросшую в морской войне роль (так в тексте - неизвестно чего роль, прим. ВВС) конструкторы по всей вероятности сильно уменьшили толщину брони бортового пояса или вообще отказались от него (по крайней мере никаких упоминаний о нем не обнаружено), но в то же время сильно увеличили толщину низкорасположенной броневой палубы, при этом был уменьшен угол скосов палубы. Во всем этом явно заметна тенденция отказа от использования авианосца в артиллерийских боях (хотя 150-мм орудия по прежнему остались, что можно объяснить отсутствием согласованных с морским командованием требований к кораблю). Одновременно большое внимание было обращено на улучшение подводной защиты, причем количество отсеков (двадцать) не увеличилось. По сравнению с "Graf Zeppelin" здесь обнаруживается очень много нововведений - резко увеличенная глубина КПЗ; двойной борт, продолженный вплоть до шельфа скоса броневой палубы; утолщенная противоторпедная переборка; устройство фильтрационной камеры позади противоторпедной переборки, а также ряд других мер.

Оглавление

Hosted by uCoz