Оглавление

Являясь упрощенной разработкой предшествующего малого авианосца для «торговой войны», этот проект, как указывалось в рабочих документах, создавался для серийной постройки (fur den Serienbau), при этом водоизмещение корабля было уменьшено до предельной величины, а чертежи корабля были по возможности упрощены для облегчения организации серийного строительства. В связи с этим новый проект авианосца мало отличался от предшественника, как внешним видом, так и архитектурой. Поэтому здесь будет достаточно отметить только основные различия. Ими являлись:
- по прежнему ничем не обоснованное размещение островной надстройки на левом борту, причем сама надстройка сильно уменьшена в размерах;
- оставлена только одна трубчатая фок-мачта со стеньгой и дальномерным постом;
- предусматривались два варианта размещения глазной энергетической установки - 2-вальная и 3-вальная, но в обоих случаях каждый из винтов должен был вращаться от одного дизеля мощность 16.000 л.с. через редукторную передачу. Такое сильное упрощение энергетической установки, по-видимому, объяснялось тем, что при серийной постройке авианосцев флоту не стоило надеяться на массовое производство дизелей такой мощности, а, значит, это могло бы сильно затянуть строительство;
-  в конструкцию подводной защиты, по всей видимости, изменений не вносилось - такая же горизонтальная (без скосов) броневая палуба поверх бортовой поясной брони, два ряда защитных отсеков и противоторпедная переборка;
- сохранены противокорабельные 150-мм орудия на спаренных лафетах; казематы размещены на такой же высоте от ватерлинии (третий горизонтальный уровень) в средней части корабля, но не так компактно как в 18-тысячетонном проекте, а с некоторым разносом к оконечностям;
-  105-мм спаренные зенитные установки и часть автоматов вновь установлены ниже полетной палубы - на том же уровне, что и орудийные казематы; из-за этого, несмотря на сохранение того же количества стволов, сектора обстрела и плотность огня по большинству направлений сильно уменьшились.

В целом же можно отметить, что упрощение конструкции авианосца заключалось главным образом в уменьшении величины корабля и изменении его энергетической установки. Все остальные различия следовали из условия меньшего, водоизмещения. По существу проект являлся более или менее удачным конструкторским решением проблемы «малого авианосца» («kleinen» Tragers), разработка которых началась еще до войны и закончилась в 1939-1940 годах.

Гораздо больше можно говорить об упрощении конструкции применительно к проекту другого авианосца, разработанному примерно в это же время. Хотя по величине он был несколько крупнее авианосца «для серийной постройки», в целом его конструкция являлась некоторым «возвратом» к более ранним проектам, при этом отмечалась явная направленность разработки в сторону создания достаточно простого и небольшого авианосца с высокой скоростью.

Конструктивно авианосец сильно отличался от двух предыдущих проектов. Гладкопалубный корпус с практически отсутствующим подъемом носовой части и прямым, с небольшим наклоном вперед, форштевнем. Как и в предыдущих проектах борта в надводной части имели заметный развал, причем он был больше с левой стороны, противоположной островной надстройке. Полетная палуба имела довольно простую конструкцию. Она настраивалась над главной палубой корабля и имела довольно большие свесы в носовой и кормовой части. Вместе с этим, важное значение для упрощения строительства имело размещение ангарной палубы на уровне главной (верхней) палубы. Такая конструкция ангара и навесной полетной палубы означали, что конструкторы вполне допускали (хотя в проекте на это прямо не указывалось) использование при строительстве какого-либо уже готового до верхней палубы корпуса. На правом борту предусматривалась очень узкая надстройка с двумя легкими мачтами и с дымовой трубой громадных размеров. Причем, в отличие от котлотурбинного «Graf'a Zeppelin'a», важно отметить появление дымовой трубы в проекте авианосца с чисто дизельной энергетической установкой. Ее появление также подтверждает предположение о возможности перестройки по этому проекту авианосца из другого корабля, так как при этом не требуется многих сложных устройств отвода от дизелей отработанных выхлопных газов. Например, теперь не требовалось устройство распыления газов за борт через специальные отверстия в бортах, а также мощная система вытяжной вентиляции, так как дымовая труба сама создавала довольно сильную естественную тягу. Отпала необходимость и в предусматривавшихся в прежних проектах сложных по устройству глушителей выхлопных газов. Однако устройство газоходов к дымовой трубе потребовала бы некоторого уменьшения площади ангаров и, что более важно, на определенном участке сильно сузило бы ширину ангару, затруднив, таким образом, перемещение самолетов по палубе ангара. Характеристики проекта приведены далее в таблице.

Водоизмещение по контракту (типовое) 13.287 т
Водоизмещение конструктивное 14.500 т
Водоизмещение полное боевое 17.000 т
Длина по КВЛ 180,00 м
Ширина по КВЛ 23,00 м
Осадка по КВЛ 7,50 м
Высота борта 17,00 м
Весовые нагрузки для полного водоизмещения:
Корпус с устройствами и системами 5.200 т (30,6%)
Бронирование 2.000 т (11,8%)
Главные механизмы 2.800 т (16,5%)
Вспом. механизмы (только корабельные) 750 т (4,4%)
Артиллерия (включая вращ. броню) 1.500 т (3,8%)
Самолеты и авиатехническое оборудование 250 т (1,4%)
Оснастка и снабжение, экипаж 500 т (2,9%)
Топливо и котельная вода 3.500 т (20,6 %)
Резерв водоизмещения 500 т (3,0%)
Полное водоизмещение 17.000 т (100%)
Бронирование борта 50 мм
Броневая палуба (скосы отсутствуют) 50 мм
Полетная палуба 20 мм
Противоторпедная переборка 20 мм
Энергетическая установка 2-вальная, дизельная
Мощность 2 группы по 60.000 л.с. = 120.000 л.с.
Скорость при 75 % нагрузке 33 узла
Дальность плавания 19-узл. ходом 12.000 миль
Вооружение:
 4 - 105-мм зениток SKL/65 С/33 (2x2 установок С/37), 16 - 37-мм зенитных автоматов SKL/83 С/33 (8x2 лафетов), 6 - 20-мм зен. автоматов SKL/65 С/38 (6 х 1 лафетов)
Истребители «Bf-109.G» 9
Пикирующие бомбардировщики «Ju-87.D» 6
Разведчики 3
Катапульты (в носовой части) 2
Самолетные ангары (ширина 18,0 м) 1

Оглавление