Во второй половине 30-х годов началось массовое строительство кораблей, и все верфи были загружены. "Germaniawerft A.G." строила, кроме эсминцев, крейсер "Prinz Eugen", второй авианосец, эскортные корабли "F.1" - "F.6" и 25 подводных лодок ("U.7" -"U.12"; "U.17" - "U.24"; "U.33" - "U.36"; "U.45" -"U.55"). Верфь "Deshimag" была занята проектированием и подготовкой к постройке линкора "J", крейсера "Seydlitz" и 16 ПЛ ("U.25" - "U.32" и "U.37 - U.44"). ' Верфь "Deutschewerke" строила надводные корабли "Graf Zeppelin", "Gneisenau", "Blucher" и 10 ПЛ ("U.1" - "U.6" и "U.13" - "U.16"). Фирма "Blohm und Voss" строила линкоры "Bismarck" и "Н", крейсер "Hipper", эскортные корабли "F.7" - "F.8". Из-за этого постройка некоторых эсминцев проектов "Z/34" и "Z/34.A", особенно заказанных "Germaniawerft", сильно затянулась. Так, первые восемь были построены за 24..29 месяцев, на "Blohm und Voss" - за 33..36 месяцев, а на "Germaniawerft" - за 40..46 месяцев. Немаловажными причинами задержки были также нехватка материалов и поздняя поставка на верфи механизмов для кораблей. Следует также заметить, что офицеры некоторых подводных лодок постройки завода "Germania" были недовольны качеством их постройки, поэтому возможно, что задержка с постройкой эсминцев была вызвана техническими трудностями и недостатком рабочей силы на этой верфи. Это может быть, так как первый эсминец она укомплектовала в январе 1937 года, а последний, "Erich Koellner", вошел в строй всего за шесть дней до начала войны. Недостаточная мощность верфей была одной из причин, из-за которых не удалось реализовать грандиозный план "Z".
Эсминцы проекта "Z/34" ("Z. 1" - "Z.4") имели стандартное водоизмещение 2232 тонны, полное водоизмещение 3150 тонн. Длина между перпендикулярами равнялась 114 м. Четыре первых корабля из следующей группы "Z/34.A" ("Z.5" - "Z.8") были несколько меньше - водоизмещение стандартное 2171 тонна при той же длине. Следующие "Z.9" - "Z.13" имели водоизмещение стандартное 2270 тонн, а "Z.14" - "Z.16" - 2239 тонн. Их длина оказалась больше (116 м), в основном из-за изменения формы носа. "Z. 1" - "Z.4" были достроены с прямым форштевнем и скругленным местом перехода на срезе полубака, но последующие имели подъем полубака к носу без скругленного профиля на ширстреке; все корабли имели наклонную транцевую корму.
![]() |
![]() |
![]() |
"Z.l" - "Z.4" до перестройки 1938 года. | "Z. 1" - "Z.4" после перестройки 1938 года. Увеличен наклон форштевня и сделан подъем палубы | "Z.5" - "Z. 16" наклон форштевня меньше (пунктиром показаны штевни эсминцев "Z.4" и "Z.5" после перестройки 1943/1944 годов. |
![]() |
![]() |
|
"Z.17" - "Z.19" (сплошной линией) и "Z.20" - "Z.22" (пунктиром). | Эсминцы проектов "Z/36.A", "Z/36.A (Mob)", "Z.36.B (Mob)" и других. |