Оглавление

Эсминцы "Z/34" и "Z/34.A" по классическим канонам оказались сравнительно тяжелыми кораблями, имея большую носовую надстройку (все надстройки изготовлялись из легких сплавов), массивную носовую дымовую трубу с характерным козырьком. Кормовая труба была меньше, но с аналогичным козырьком, и она была в комплексе с кормовой надстройкой. Характерной особенностью были также большие воздухозаборники вентиляторов котельного отделения у основания обеих труб. Орудия N.1 и N.2 располагались на полубаке и шельтердеке, причем орудие N.2 было выше всех остальных, имея сектора обстрела по 145 градусов от диаметрали на оба борта. Сразу за орудием N.2 шел мостик. Первые пять эсминцев имели скругленный спереди верхний мостик, но во время ремонта в 1938 году его заменили плоским. Такой же он оставался и на всех последующих кораблях этого типа. Из чертежей "Z.14" - "Z.16" видно, что эти эсминцы также должны были получить скругленные мостики, но от этого отказались, так как прямая форма мостика давала более просторную рулевую рубку и лучшие условия для размещения устройств управления. В носовой надстройке размещались рулевая рубка, радиорубка, шифропост, походная каюта для отдыха, большая штурманская рубка и перегрузочное отделение подачи боезапаса. Вместо штурвального колеса для рулевого управления имелся горизонтальный рычаг, расположенный поперек корабля. Управление рулем было электрическим - путем опускания того или иного конца рычага (левый конец вниз - лево руль и т.д.). Машинный телеграф и индикатор числа оборотов были объединены вместе, что облегчало управление машинами. В лобовой части рулевой рубки имелось пять больших квадратных окон, некоторые из которых имели круглые экраны (clear-view screens), а над окнами располагались броневые ставни, которые в бою опускались.

В передней части верхнего мостика стоял нактоуз директора. По сравнению с большинством современных эсминцев других флотов директор был самым незаметным и состоял просто из стабилизированного бинокулярного прицела, установленного на цоколе площадью около одного кв. метра, не имея никакой защиты или прикрытия от непогоды. В бою его обслуживали три человека: справа находился наводчик вертикали, слева - горизонтальный наводчик, а сзади - офицер управления артиллерийским огнем. Команду на огонь подавал вертикальный наводчик, у которого возле рта был прикреплен микрофон, чтобы обе руки были свободны для удержания цели на линии прицела. Было также еще дополнительное устройство команды на огонь (ревун) - в виде рычага на штурвале вертикальной наводки. Сразу за директором в корму стоял оптический стереоскопический 4-метровый дальномер на открытой стальной тумбе. Он был стабилизирован от качки только по линии прицела и обслуживался тремя людьми (вертикальный и горизонтальный наводчики и дальномерщик). На крыльях мостика стояли прицелы-директоры управления торпедной стрельбой и прожекторы.

На кормовой надстройке находились второй 4-метровый дальномер, главный прожектор, спаренные установки 37-мм зенитных автоматов и второй пост управления рулем. Для уменьшения веса в конструкциях надстроек широко применялись легкие сплавы. По бокам от первой трубы на палубе полубака размещались два моторных катера, которые спускались и поднимались тяжелыми кранами, установленными напротив кормовой кромки сигнальной палубы. Гребной катер висел на радиальных шлюпбалках с правого борта у средней надстройки, из-за чего площадка со спаркой 37-мм автоматов правого борта была сдвинута немного в нос относительно площадки левого борта. Наконец, небольшая шлюпка-"двойка" хранилась слева от этой надстройки. Во время войны на этих эсминцах, где позволяло место, размещались многочисленные типичные немецкие спасательные плотики квадратной формы, а также несколько плотов Карлея (Carley). Обычно они крепились сверху и с боков щитов 127-мм орудий, на стойках под крыльями мостика и на стойках платформы кормового дальномера, а также на торпедных аппаратах.

Четырехтрубные торпедные аппараты стояли на возвышенных кожухах машинного отделения спереди и сзади средней надстройки и могли управляться дистанционно, с помощью локального привода или вручную. Углы обстрела были ограничены до 30-150 градусов на каждый борт для скоростей до 28 узлов и до 45-135 градусов для более высоких скоростей хода (из-за силы удара торпеды при входе в воду). 127-мм орудие N.3 стояло в носовой части кормового шельтердека и имело отчасти ограниченные углы обстрела (30-150 градусов на оба борта), а орудия N.4 и N.5 (последнее под N.4 на палубе) имели углы обстрела до 60 градусов за траверз в нос (то есть 300 градусов). Между стоящими на шельтердеке орудиями N.3 и N.4 размещалась небольшая надстройка (в ней камбуз и буфет), на которой находилась платформа с двумя одноствольными 20-мм автоматами. Обычно носовой и кормовой шельтердеки имели парусиновые обвесы, прикрепленные к леерам, что издали выглядело как легкая стальная обшивка. На квартердеке, за орудием N.5 имелся большой брашпиль, а прямо на транце кормы - две решетчатых кран-балки.

Оглавление

Hosted by uCoz