РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ КРЕЙСЕРЫ ПРОЕКТОВ "SPAHKREUZER 1938-1940"
Проекты разведывательных крейсеров разрабатывались по программе "План Z", в соответствии с которой к 1948 году предполагалось иметь 22 подобных корабля. Во время проектирования корабли выделялись в отдельный класс (Spahkreuzer), но строящиеся корабли, как и эсминцы, имели литеры "Z", обозначение "SP" стало действительным только с декабря 1941 года. В данной статье оно применяется, чтобы отличить их от проектов эсминцев. Работы по программе "SP" велись достаточно долго и не прекращались до 1942 года. Несмотря на то, что конструкторские работы по проекту велись по линии эскортных кораблей, они, по-существу, являлись легкими крейсерами, приближаясь к итальянским "Condottieri" и "Attilio Regolo", причем, не только по величине, но и по задачам.
Первый проект "SP/1938" был разработан фирмой "Blohm und Voss", дальнейшее развитие проект получил в 1939-1940 годах в проектном бюро морского ведомства. Но в августе 1940 года работа над новыми проектами была прекращена, так как, по признанию руководства бюро, по техническим характеристикам они приблизились к легкому крейсеру типа "М", повторять который не имело смысла.
По проекту 1940 года (с некоторыми улучшениями 1941 года) велось строительство нескольких кораблей, но закончены они не были.
Приведенные технические характеристики без специального указания соответствуют всем трем проектам.
Водоизмещение: |
|
"SP/1938" стандартное |
4589 ts |
нормальное |
5037 тм |
полное |
5900 ts |
"SP/1939" стандартное |
5810 ts |
нормальное |
6300 тм |
полное |
7550 ts |
"SP/1940" стандартное |
5800 ts |
нормальное |
6500 тм |
полное |
7500 ts |
Длина: "SP/1938" |
|
наибольшая |
152,2 м |
по КВЛ |
145,0 м |
"SP/1939" и "SP/1940" |
|
наибольшая |
169,0 м |
по КВЛ |
162,0 м |
Высота борта |
9,90 м |
Ширина наибольшая по КВЛ: | |
"SP/1938" | 14,6 м |
"SP/1939" и "SP/1940" | 16,0 м |
Осадка при D норм.: | |
"SP/1938" | 4,6 м |
"SP/1939" и "SP/1940" | 4,9 м |
Продольно-поперечная система набора детали набора изготовлены из стали N-52, надстройки из легких сплавов |
|
Количество отсеков | 17 |
Протяженность двойного дна | 81% L |
Активные успокоители качки | |
1 балансирный руль в струе среднего винта и 2 небольших руля по бокам от основного и параллельно ему - т.н."крылья подпора" (Stauflugel-Leitflachen) | |
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА |
Комбинированная дизельно-турбинная установка с эшелонным расположением агрегатов. |
"SP/1938" и "SP/1940" | два ТЗА на внешних валах (четыре котла) и один дизельно-моторного агрегат на среднем валу |
"SP/1939" | один ТЗА на внутреннем валу (2 котла) и два дизельно-моторных агрегата на внешних валах |
1 или 2 турбозубчатых агрегата "Wagner" |
|
2 или 4 двойных паровых котла типа "Bauer-Wagner" (по два в КО), раб. давление пара 70 ат, температура перегрева 450 град. |
|
1 или 2 дизельных агрегата: | |
"SP/1938" | 4 двухтактных 6-цилиндровых дизеля "MAN" двойного действия с зубчатой передачей "Vulcan" |
"SP/1939" | V-образные дизель-моторы |
"SP/1940" | 1 V-образный дизель-мотор |
3 трехлопастных винта диаметром 3,25 м | |
Мощность механизмов по проекту: | |
"SP/1938" | 77.500 + 14.500 ВЛС |
"SP/1939" | 50.000 + 32.000 ВЛС |
"SP/1940" | 80.000 + 30.000 ВЛС |
Скорость по проекту: | |
"SP/1938" | 35,5 уз. |
"SP/1939" | 35,0 уз. |
"SP/1940" | 36,2 уз. |
Запас жидкого топлива полный: | |
"SP/1938" | 820 т |
"SP/1939" и "SP/1940" | 800 т |
Дальность плаванья: | |
"SP/1938" | 8000 миль при 17 уз. |
"SP/1939" | 7000 миль при 17 уз. |
По другим сведениям: | |
"SP/1939" | 11.000 миль при 17 уз. |
"SP/1940" | 12.000 миль при 17 уз. |
Суммарная мощность 4 корабельных электростанций | 880 кВт (220 Вольт). |
Экипаж в военное время | 18 + 512 чел. |
СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПО ШТАТУ : | |
2 мотобота (моторные катера), 2 гребных катера и 1 двойка (тузик). |