Уже в ходе войны командование немецким флотом отказалось от концепции крейсеров-разведчиков (Spahkreuzer). В связи с этим три корабля, первоначально заказанные как эсминцы "Z.40", "Z.41" и "Z.42", а позже перезаказанные как крейсера-разведчики "SP.1", "SP.2" и "SP.3", были вновь перепроектированы в эскадренные миноносцы. По новому проекту "Z/41" они имели водоизмещение на 2000 тонн меньше, чем "Spahkreuzer", а по размерами были схожи с проектом "Z/36.A(Mob)". Из проекта "Spahkreuzer" осталась только эшелонное размещение энергетической установки, сделавшее проект "Z/41" уникальным среди немецких эсминцев. Другой интересной особенностью было применение в проекте только четырех котлов. Мощность и расположение генераторов не должны были отличаться от последних эсминцев проекта "Z/36.A(Mob)", но генераторный отсек (с дизель-генераторами) был перенесен в нос и расположен перед носовым машинным отсеком.
Были подготовлены четыре варианта основного проекта "Z/41", имевших одинаковые размеры корпуса. Варианты обозначались литерами от "А" до "D". В целом различия вариантов были незначительны, но все же они были. Водоизмещение их было различно: 2995 тонн у двух первых вариантов и 2805 тонн у двух других. Проектная мощность механизмов равнялась соответственно 80.000 SHP и 70.000 SHP. Дальность плавания и запасы топлива у всех четырех вариантов различались в больших пределах: проект "Z/41.D" имел запас топлива на 57% больший, чем проект "Z/41.A". Соответственно и расчетная дальность плавания у "Z/41.D" была больше на 60%.
Внешне эти эсминцы мало отличались от предшественников, за исключением того, что иное вооружение несколько изменило силуэт. "Z/41" должны были иметь на вооружении три 2-орудийные башни LC/38 с 127-мм орудиями, из которых одна находилась в носовой части, а две располагались в корме возвышенно одна над другой.
По этому проекту предполагали построить четыре корабля "Z.48", "Z.49", "Z.50" и "Z.51". 16 июня 1941 года для них были заказаны турбины, однако заказы на корпуса верфи "Germaniawerft", где их предполагали строить, так и не были выданы. Это произошло потому что морское командование не одобрило проект, отдав предпочтение эсминцам "Z/36.C" с гораздо лучшей системой управления огнем, новыми 128-мм орудиями и обычным расположением главных механизмов. В конце концов 12 июня 1943 года все четыре эсминца были перезаказаны концерну "Deschimag" по проекту "Z/36.C". На воду эти эсминцы спущены не были. В ноябре 1944 года их постройка была полностью прекращена.