Но энергетическая установка практически не изменилась. Водоизмещение возросло до 15.452 ts, но уменьшение длины по КВЛ до 123 метров и увеличение ширины изменило соотношение L/B настолько, что позволило ограничить увеличение проектного углубления корабля только до 7,8 метров.
Но и в этом виде проект не устроил моряков. Бортовой залп из шести орудий они посчитали недостаточным. Работа над проектом продолжалась, и в 1906 году был предложен новый проект "G.7.b", который и стал основой для окончательного проекта "Nassau".
К этому времени становилось ясно, что германские гавани смогут в ближайшее время обеспечить базирование гораздо более крупных кораблей, а требовавшееся увеличение числа орудий без этого нельзя было осуществить. Водоизмещение "G.7.b" было резко увеличено до 18.405 ts. Длина между перпендикулярами (в германском флоте она исчислялась от перпендикуляра из точки пересечения носового шпангоута с форштевнем до перпендикуляра оси баллера руля) равнялась 136,0 метрам, длина по конструктивной ватерлинии - 145,0 метрам. Ширина также увеличилась до 26,5 метров. Осадка теперь уже превышала таковую на "Deutschland" и равнялась 8,6 метра.
Проект линейного корабля "G.7.b" (1906)
Главную артиллерию составляли двенадцать 280-мм/40-калиберных орудий в шести башнях, расположенных, как и на прежних проектах, по углам шестиугольника. Бортовой залп при этом включал восемь орудий - треть от общего числа. Противоминную артиллерию заменили на двенадцать 150-мм/40-калиберных орудий, расположенных в казематах на батарейной палубе, и те же двадцать 88-мм пушек в казематах и палубных установках. Размещение батарей противоминной артиллерии было более рациональным - их разнесли более или менее равномерно на большей длине корабля. Энергетическая установка, как и прежде, почти не изменилась. Те же паровые машины, те же 20.000 IHP. Но количество винтов увеличили до четырех. Конструкторы считали, что благодаря изменению L/B, а также проработкам по теоретическому чертежу, проектную скорость не только удастся сохранить, но даже увеличить до 19,8 узла. При нормальной нагрузке корабль принимал бы на борт 920 ts угля, при максимальной - 2657 ts угля. Как уже говорилось, именно на основе этого варианта был разработан окончательный проект "Nassau".
Известно, что "Ersatz Bayern" и "Ersatz Sachsen" квотировались уже по бюджету 1906 года, а два других линкора "Ersatz Wurtemberg" и "Ersatz Baden" - по бюджету 1907 года. Само строительное название говорило о том, какие корабли должны были выводиться из состава флота при вступлении в строй новых кораблей. Несмотря на это выделение средств на строительство всех четырех линкоров началось только в 1907 году. Закладка на стапелях состоялась почти одновременно, но строительство велось разными темпами, причем длительность обсуждения проекта корабля и его конструкции при решении ряда сложных проблем сильно затягивали сроки постройки двух первых кораблей.
"Nassau" |
22.7.1907 |
("Ersatz Bayern") |
7.3.1908 |
1.10.1909 |
"Kaiserliche Werft" (Вильгельмсхафен) | стр. номер Nr.30 |
"Westfalen" |
12.8.1907 |
("Ersatz Sachsen") |
1.7.1908 |
16.11.1909 |
"A.G. Weser" (Бремен) | стр. номер Nr.132 |
"Rheinland" |
1.6.1907 |
("Ersatz Wurtemberg") |
26.9.1908 |
30.04.1910 |
"A.G. Vulkan" (Штеттин) | стр. номер Nr.287 |
"Posen" |
11.6.1907 |
("Ersatz Baden") |
12.12.1908 |
31.5.1910 |
"F. Krupp Germania Werft" (Киль) | стр. номер Nr.163 |