Оглавление

Оконечности главного и верхнего поясов замыкались траверзными броневыми переборками. Эти переборки находились на 21-м (кормовая) и 86-м (носовая) шпангоутах. Они состояли из броневых плит толщиной 200 мм, изготовленных из цементированной стали.

Выше батарейной палубы размещалась батарея средней артиллерии, защищенная 160-мм броней (орудийные амбразуры - 80 мм). В носу и корме броня батареи заворачивалась к диаметрали и образовывала угол, острие которого упиралось в барбеты орудийных башен. Внутри батарея разделялся на отдельные казематы противоосколочными продольными и поперечными переборками толщиной (соответственно) 15 и 20 мм. Вертикальная броня батареи изготавливалась из закаленной цементированной стали, плиты амбразур - из никелевой броневой стали, а внутренние переборки - из мягкой судостроительной стали.

В районе цитадели на немецких кораблях обычно имелся коффердамовый пояс, заполненный пробковым материалом. Однако ко времени строительства "Nassau" выяснилась его почти полная бесполезность, и на новых линкорах обошлись без коффердамов.

Не остались открытыми и оконечности корабля. Их защита была необходима, так как обширное затопление оконечностей могло вызвать нежелательный дифферент. Это могло привести к тяжелым последствиям или даже создать угрозу для корабля. Плиты для защиты бортов корабля изготавливались из закаленной никелевой стали и укладывались на тиковую подкладку толщиной 50 мм.

В кормовой части бортовая броня начиналась от -5-го шпангоута и продолжалась до начала цитадели. Над ватерлинией плиты находились на одинаковой высоте 2,1 метра, то есть не доходили до уровня батарейной палубы примерно на 0,9 метра. Это позволяло иметь в междупалубном пространстве иллюминаторы. Ниже ватерлинии броневые плиты опускались на разную глубину - от 0,88 метра на -5-м шпангоуте до 1,24 метра на +4-м шпангоуте и 1,52 метра на +14-м шпангоуте. Далее плиты уравнивались с плитами главного пояса. Толщина плит по высоте была неодинаковой и равнялась 120/90 мм.

В носовой части бортовая броня начиналась от носового траверза и продолжалась до форштевня. От 86-го до 111-го шпангоутов плиты на 0,75 метра не доводились до штрека батарейной палубы - как и в корме для размещения иллюминаторов. От 111-го шпангоута верхняя кромка плит опиралась на штрек палубы. Ниже ватерлинии плиты шли на том же уровне, что и главный пояс, но в районе шпангоутов 104-105 (немного не доходя до клюзов) нижние кромки плит опускались гораздо ниже и в конечном итоге доходили до глубины примерно 2,8 метра.

Горизонтальное бронирование включало две броневые палубы - верхнюю и главную броневую. Обе они были двухслойные - нижний слой настилался 20-25 мм листами из мягкой судостроительной стали, поверх которой укладывались броневые плиты из никелевой стали (с ограниченным содержанием никеля).

Верхняя палуба имела толщину 25 (судостроительная сталь) + 20 (никелевая сталь) мм.

В немецком флоте того времени главная броневая палуба имела буквальное значение, располагаясь на разных уровнях. Внутри цитадели корабля броневая палуба обычно находилась выше ватерлинии, но вне цитадели этот уровень палубы назывался уже промежуточной палубой. А сама броневая палуба опускалась ниже ватерлинии и. начинаясь от броневых траверзов, шла к оконечностям корабля, обычно постепенно еще более углубляясь особенно в носовой части. В иностранных флотах этот уровень палубы чаще всего называли верхней платформой (или карапасной палубой), так как внутри цитадели этот уровень мог прерываться над машинными или котельными отделениями.

Главная броневая палуба имела различную толщину, но на всем ее протяжении слой судостроительной стали равнялся 20 мм. В пределах цитадели слой никелевой стали (в плоской части палубы) состоял из 35-мм плит, а на скосах от 35 до 60 мм. Вне цитадели броневая палуба опускалась ниже ватерлинии. В носовой части слой никелевой стали равнялся 35 мм, в кормовой части так же, но над отделениями рулевой машины и румпельным (от -1-го до 16-го шпангоутов) несколько утолщалась. От продольного огня с кормы помещение торпедного аппарата и рулевые машины прикрывались поперечной броневой переборкой, расположенной на -5-м шпангоуте. Толщина плит этой переборки равнялась 90-120 мм.

Батарейная палуба не бронировалась. Она настилалась листами из судостроительной стали толщиной 8-16 мм. Но в оконечностях корабля, в уступах корпуса где казематы поворачивали к барбетам, укладывались броневые плиты из никелевой стали толщиной 25-35 мм.

Бронирование главной артиллерии включало подвижную и неподвижную защиту (в весовых нагрузках первая из них включалась в пункт "артиллерийское вооружение"). Толстые плиты изготавливались из закаленной цементированной брони Круппа, тонкие и круто гнутые плиты - из нецементированной брони. Лобовые плиты башен имели толщину 280 мм, бортовые плиты - 250 мм. Броня крыши состояла из 90-мм плит, а палуба башен - из 50-мм плит. Наиболее толстые плиты барбетов башен имели толщину 280 мм.

Носовая боевая рубка защищалась плитами из цементированной брони толщиной 400 мм в верхнем ярусе и 250 мм в нижнем. Кормовая рубка - 200-мм. Крыши рубок имели толщину соответственно 80 мм (нецементированная броня) и 50 мм (никелевая сталь с ограниченным содержанием никеля). Палуба рубок имела одинаковую толщину 50 мм, но если в носовой рубке она состояла из однослойной никелевой брони, то в кормовой - из двухслойной (25+25 мм) мягкой судостроительной стали.

Оглавление

Hosted by uCoz