Оглавление

ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ

В качестве энергетической установки на корабле оставили поршневые машины тройного расширения и двенадцать паровых котлов.

Инженер Бурхардт в своей статье так обосновывал выбор механической установки: "Важнейшей причиной для сохранения паровой машины на линкорах типа "Ostfriesland" было то, что в случае, когда требовалась по возможности меньшая длина машинного отделения, требуемую площадь трех паровых машин можно было легче ограничить в необходимых пределах, чем для турбины соответствующей мощности". Во время проектирования кораблей этого типа турбинные агрегаты не отличались большой компактностью, и их габаритные размеры не давали большого преимущества перед поршневыми машинами. Эта весьма важная для немцев причина дополнялось высоким по их мнению расходом топлива турбинных установок на экономических режимах, а также сравнительно плохой маневренностью кораблей с турбинными установками того времени, что для линейных кораблей было весьма опасно.

Так же как к габаритам механизмов немцы относились и к их весовым характеристикам, которые в расчет не принимались, так как, по мнению немецких инженеров, в период проектирования линкоров существующая разница не была столь существенна, чтобы отступаться от преимуществ поршневых машин. Однако, уже в ближайшее время появилось различие в весе; к примеру, удельный вес паровых машин для линкоров типа "Nassau" составлял около 78 кг/л.с., а у турбинной установки линейного крейсера "Von der Tann" - 67 кг/л.с. в пересчете на проектную расчетную мощность.

Корабли проекта "Nassau" имели по три вертикальных 3-цилиндровых паровых машин тройного расширения. Машины были изготовлены Имперскими заводами в Вильгельмсхафене. Суммарная мощность машин по проекту равнялась 22.000 IHP (индикаторных л.с.), при этом проектная скорость составила бы 19,0 узлов. Диаметр цилиндра высокого давления равнялся 960 мм, цилиндра среднего давления - 1460 мм, цилиндра низкого давления - 2200 мм. Высота цилиндров одинакова, ход поршня равнялся 1100 мм. Машины размещались поперек корабля в трех машинных отделениях. Все три отделения занимали шестой отсек и разделялись водонепроницаемыми продольными переборками. С инженерной точки зрения такое размещение считается наиболее выгодным, так как обеспечивает одинаковую длину валопроводов.

Машины вращали три 4-лопастных винта диаметром 5,0 метров. Правый винт имел правостороннее вращение, средний и левый - левостороннее.

Котельная установка включала двенадцать водотрубных паровых котлов "Marine-Schultz" обычного коробчатого типа с угольным отоплением. Изготовлялись котлы теми же Имперскими заводами в Вильгельмсхафене. Каждый котел имел по две топки и позволял создавать как естественную, так и искусственную (наддув) тягу. Рабочее давление пара 16 ат. Общая площадь нагревательной поверхности 5040-5076 кв. метров. Размещались котлы в шести котельных отделениях, попарно в отсеках VIII и IX (кормовая группа, кормовая дымовая труба) и XI (носовая группа, носовая дымовая труба).

Вспомогательные механизмы энергетической установки имели поршневые, турбинные и электрические приводы.

Между машинным и котельными отсеками, а также в отсеке между носовой и кормовой группой котлов размещались боевые погреба и подбашенные помещения бортовых орудийных башен. Машинно-котельные отсеки на своем протяжении по бортам, помимо броневого пояса, прикрывались угольными бункерами, а также противоторпедной броневой переборкой.

Во время ходовых официальных испытаний дредноуты показали следующие результаты:

"Nassau"

26.215 IHP

20,1 уз.

124 оборота винтов в минуту

"Pozen"

28.117 IHP

20,064 уз.

123 оборота винтов в минуту

"Rheinland"

27.498 IHP

20,1 уз.

123 оборота винтов в минуту

"Westfalen"

26.792 IHP

20,2 уз.

121 оборота винтов в минуту

Котлы отапливались углем. Консервативность немцев в сохранении этого вида топлива легко объясняется тем, что немцы считали его важным дополнением к броневой защите. Правда, при этом требовалось делать вырезы в переборках для удобства доступа в угольные бункеры, что явно не улучшало водонепроницаемость отсеков. Кроме того, довольно существенно увеличивался экипаж корабля. Угольное отопление имело и другие недостатки - трудности в погрузке на корабль, сложности обитания (угольная пыль), а также все более усложняющиеся условия подачи угля к котлам по мере его расхода. Дополнительным, но не менее важным для немцев фактором, в их приверженности к углю было то, что немцы имели большие и легкодоступные залежи угля на территории Германии, в то время как доставка нефти морем в случае войны мог быть легко перекрыт британскими кораблями.

Оглавление

Hosted by uCoz