Запас топлива на корабле по проекту равнялся 950/2700 тонн угля. Фактический запас на кораблях несколько отличался, но был примерно одинаков на каждом корабле. В соответствии со спецификациями распределялся он следующим образом (о "Westfalen" данными мы не располагаем):
Бункеры |
"Nassau" |
"Pozen" |
"Rheinland" |
Ниже броневой палубы |
566,0 т |
409,93 т |
559,7 т |
Выше броневой палубы |
611,6 т |
602,50 т |
594,6 т |
Защитные |
1352,0 т |
1368,44 т |
1339,4 т |
Резервные (вспомогательные) |
439,0 т |
116,20 т |
408.8 т |
Всего |
2968,6 т |
2497,07 т |
2902,5 т |
Замеры по расходу топлива, проведенные во время приемных испытаний, показали следующие результаты для скорости 19,5 узлов и расчетную дальность плавания экономической скоростью.
"Nassau" |
0,801 кг / л.с. в час |
8100 миль 10-узлоаым ходом |
"Pozen" |
0,765 кг / л.с. в час |
9400 миль 10-узловым ходом |
"Rheinland" |
0,765 кг / л.с. в час |
8380 миль 10-узловым ходом |
"Westfalen" |
0,797 кг / л.с. в час |
8380 миль 10-узловым ходом |
Позже, во время войны, корабли были частично переоборудованы на жидкое топливо, при этом были оборудованы цистерны общей емкостью 160 тонн.
Наибольший запас принимаемого топлива позволял корабля пройти 9400 миль 10-узловым ходом, 8300 миль 12-узловым, 4700 миль 16-узловым и 2800 миль 19-узловым ходом. .,
Два полубалансирных руля были установлены параллельно в струе средних винтов. Под защитой брони в корме, в отдельных помещениях, размещались две паровые рулевые машины. Каждая из них могла приводить в действие руль по отдельности или оба вместе. Имелись также два ручных привода со штурвальными колесами.
Электроэнергетическая установка с напряжением в сети 225 Вольт имела общую мощность 1280 кВт. Она включала восемь турбогенераторов, размещенных в четырех помещениях ниже броневой палубы. Два - впереди носового котельного отделения побортно и два позади машинного отделения, также побортно.
По сравнению со своими предшественниками в своих главных размерениях "Nassau" показал не только абсолютное, но и относительное увеличение ширины. Отношение L/B составило 5,41 против 5,65 у "Deutschland". Конструктор этих кораблей, в то время главный строитель имперского флота, тайный советник Бюркнер (Burkner) в своих ответах по поводу большой ширины корабля, неоднократно ссылался на то, что начальная остойчивость при проектном водоизмещении имела метацентрическую высоту 2,3 метра, против 0,95 метра у "Deutschland". Хотя в то же время момент инерции массы наиболее удаленных от средней линии корабля высокорасположенных частей (бортовые башни и броневой пояс) значительно увеличился, но все же надо было считаться с большой и сильной бортовой качкой. Эти опасения судостроителей были обоснованы. Моряки, возможно, не ожидали, что такой большой корабль будет так крениться. Тем большей была неожиданность во время испытаний при плохой погоде. На берегу возникли опасения, что корабль находится в опасности. Сведения об этом конечно не распространялись, но остойчивость и мореходность были улучшены за счет установки очень больших скуловых килей.
Напротив, в связи с большой шириной, по отношению к сопротивлению движению не возникло никаких сомнений. Так показатель остойчивости L/V : 1/3 = 5,5 был большим и коэффициент полноты водоизмещения составлял 0,585, как и соответствующие значения у "Deutschland" 5,35 и 0,61 соответственно.
Экипаж линкоров типа "Nassau" по штату составлял 972 человека. Но в военное время личный состав увеличивался до 1008 человек, включая 40 офицеров:
"Nassau" | 967-1008 чел. |
"Westfalen" | 1008-1087 чел. |
"Posen" | 972-1033 чел. |
"Rheinland" | 972-1008 чел. |
Флагманские корабли имели дополнительные помещения для размещения членов штабов. "Westfalen" - на 79 человек (13 офицеров), "Posen" - на 25 человек (2 старших офицера).