Оглавление

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Места установки спасательных катеров из-за бортовых башен было довольно ограничены. Но еще более трудной была эта проблема позднее у кораблей со средней башней, диагональным расположением башен или стоящих в симметричной плоскости. Там нельзя было установить отдельные катера без ограничения угла поворота башни.

Все линкоры типа "Nassau" получили, чего до них никогда не было, специальный адмиральский мостик. Ради такелажа на "Nassau", как и на "Blucher", окончательно отказались от боевых мачт с постами управления огнем на марсах. Вместо этого в немецком флоте предполагали введение решетчатых мачт по американскому образцу. Тогда, слава богу, на это не решились. Решетчатые мачты имели крупные недостатки: представляли собой большую мишень, имели сильные колебания и их трудно было содержать в исправности. Причем они не использовались, поскольку управление огнем производилось из боевой рубки, расположенной также на высоте мостика. В английском флоте, напротив, предпочитали высокорасположенный пункт управления артиллерией и выбрали для этого верхнюю часть треногой мачты, имея взамен небольшие искажения от задымления дымовой трубы и собственных выстрелов и увеличение предела дальности в бою на дальних дистанциях. Это не было нововведением, поскольку уже было введено на первом британском броненосце с бронированными башнями "Captain" (1867 г.), чтобы при стрельбе избежать помех от многочисленных вантов. На "Dreadnought" и ряде следующих английских линкоров фок-мачта стояла неудачно - позади передней трубы, дым от которой сильно окутывал марс. На линкорах типа "Nassau" первоначально проектировалось такое же положение фок-мачты, что было признано нецелесообразным, поскольку она не несла поста управления. Окончательно было решено расположить мачту вплотную к трубе впереди нее.

Длинные наклонные раскосы радиоантенн, которые впервые были введены на "Nassau" и "Westfalen", вновь нашли свое применение при постройке линкоров типа "Bismarck".

СУДЬБЫ КОРАБЛЕЙ

(Карьеры кораблей приведено по немецким источникам, поэтому есть некоторые расхождения с русской версией при описании боевых действий на Балтике).

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ "NASSAU" стал головным в серии кораблей, имевшей во многих отношениях решающее, и даже историко-политическое значение. С ними нельзя сравнивать даже столь известные и нашумевшие в истории военного флота карманные линкоры" типа "Deutschland". И дело здесь не столько относится к военной точке зрения (это были первые в Германии дредноуты) - появление этих кораблей означало, что Кайзеровская Германия приняла брошенный Великобританией с постройкой "Дредноута" вызов в вопросе господства на море. Тем не менее, в вопросе о политическом значении этих кораблей до сих пор встречаются сильно расходящиеся мнения (Tirpitz "Erinnerungen" и "Dokumente", Berghhahn "Der Tirpitz-Plan", Salewski "Tirpitz" (новая редакция, 1980 г.). В качестве бесспорного факта можно привести немецкую точку зрения для оценки всей проблемы. Тогдашний британский 1-й морской лорд адмирал Сэр Джон Фишер полагал, что в результате роста размеров и водоизмещения линкоров и броненосных крейсеров можно будет установить окончательное превосходство по отношению как к Германской империи, так и к другим морским державам. Тирпиц был вынужден "вступить в игру", то есть пересмотреть свой первоначальный план строительства флота. Но его надежды истощить Великобританию гонкой морских вооружений не оправдались. Но, несмотря на это, нельзя отрицать, что момент для перевооружения флота Германия выбрала вполне подходящий, ибо второй "рычаг" антигерманской коалиции - Россия, в результате поражения в русско-японской войне на долгое время не могла рассматриваться как морской соперник.

Не менее важно и то, что решившись на строительство таких кораблей страна обрекла себя на громадные расходы, связанные с обеспечением базирования столь крупных единиц флота, - дноуглубительные работы в гаванях, расширение судоходных каналов (в первую очередь канала Кайзера Вильгельма) и вложение больших средств в развитие судостроительной промышленности. Отказ от этих дополнительных расходов мог поставить Германию в невыгодное стратегическое положение, которое ранее уже имело место - до открытия канала Кайзера Вильгельма в 1895 году немецкий флот стратегически делился на эскадры Северного и Балтийского морей. Так же был очень велик прирост стоимости кораблей - один броненосец типа "Deutschland" стоил около 23 млн. марок, в то время как каждый корабль типа "Nassau" обошелся казне примерно в 37 млн.марок.

Экономическая проблема дредноутостроения в Германии имела всеобъемлющее значение. Всплыли все уже несколько позабытые опасения восьмилетней давности. Не окажется ли, что потраченные на инфраструктуру флота средства сделают иллюзорным дальнейшее строительство самого флота? Не отнимет ли флот у армии столь необходимые ей средства? Не окажется ли вообще Германия на пороге войны с более мощными державами? Решение могло быть только в полном обновлении бюджета и увеличении смет на строительство флота, и, таким образом, вопрос выносился на государственный уровень финансовой политики Германии и не мог быть решен без обсуждения его, помимо морского министерства, политическим руководством, рейхсканцлером, министерством иностранных дел и министерством финансов.

Оглавление

Hosted by uCoz