С военно-технической точки зрения вопрос должен был согласовываться руководством флота, конструкторским департаментом (во главе с вице-адмиралом Эйкштедом (Eickstedt) и военно-морскими инспекциями. Причем было заранее известно, что требования флота о повышении мощи орудий и обеспечении защиты, несмотря на все технические уловки не могли быть осуществлены на кораблях прежних размеров. Нелишне отметить, что благодаря влиянию Тирпица были выделены немалые суммы для проведения опытов по непотопляемости новой конструкции. В целом, при проектировании кораблей принципиально нового типа, немецким конструкторам пришлось решать различные технические задачи, большинство из которых не отличались от таковых в других странах. Однако существовали также и проблемы, которые в немецком флоте решались иначе. В первую очередь - это вопрос о выборе калибра главной артиллерии и его размещении на корабле.
Артиллерийская инспекция настаивала на больших калибрах (до 305 мм). Морское командование считало важнее скорострельные малокалиберные орудия. Эта точка зрения совпадала с мнением, господствующим в то время во Франции. Намерения морского командования подкреплялись тем, что очень тщательно проведенные сравнительные артиллерийские испытания показали равноценность британского 305-мм орудия и немецкого 280-мм орудия в сочетании с изобретенным Круппом новым бронебойным снарядом. Благоприятные результаты испытаний оказались основной причиной, почему артиллерийская инспекция согласилась с доводами флотского командования - "Nassau" получил именно такие орудия.
Разногласия были и в вопросе размещения главного калибра. Хотя идеальное расположение башен в диаметральной плоскости уже вырисовывалось в некоторых проектах (например, "South Carolina" в США), все же против этого имелись некоторые важные моменты, включая сюда решение установить на "Nassau" довольно громоздкие паровые машины. Более значительным фактором было желание флота иметь достаточно большой "резерв" орудий. Объяснялось это тем, что немецкое командование, по опыту русско-японской войны, полагало, что кульминационным моментом генерального сражения все еще является так называемая "свалка". При этом решающее значение как для отступающей, так и для нападающей стороны будет иметь равномерно распределенный во все стороны огонь тяжелой артиллерии. В конечном итоге, по мнению многих немецких специалистов, доказательств абсолютной ошибочности размышлений тогдашнего немецкого руководства нет и сейчас, ибо даже крупнейшее морское сражение при Скагерраке по его результатам нельзя назвать генеральным.
Чисто "диаметральное" расположение башен появилось в германском флоте лишь на "König", когда введение турбин на флоте создало для этого технические возможности.
Таким образом, Германия оказалась вполне готовой к строительству дредноутов. Принятие данной программы не вызвало особых сложностей. Уже при первом чтении в Рейхстаге (6-13 марта 1906 года), при обсуждении морского бюджета на 1906/07 финансовый год и Дополнения к закону о флоте (Marine Novele) 1906 года, предложения о строительстве кораблей были одобрены большинством голосов, при втором чтении на Пленуме (26-29 марта) против высказалась только Социалистическая партия (43 депутата из 397). Две другие - Партия свободомыслия (Freisinnige Partei) и Лига Свободомыслия (Freisinnige Vereinigung) (в общей сложности 42 депутата) - высказались за принятие программы "ограниченно" (bedingt). 19 мая, при третьем чтении в Пленуме, программа была принята большинством голосов. Путь для немецкого дредноутостроения был открыт, и уже в самое ближайшее время казенная верфь в Вильгельмсхафене получила заказ на строительство линкора "Ersatz Bayern" - будущего "Nassau". Три других линкора были заказаны несколько позже частным верфям.
Корабль |
Выдача заказа |
Закладка на стапеле |
Разница во времени |
"Nassau" |
31.05.1906 |
22.7.1907 |
ок. 14 |
"Westfalen" |
30.10.1906 |
12.8.1907 |
ок. 9,5 |
"Posen" |
13.11.1906 |
11.6.1907 |
ок. 7 |
"Rheinland" |
16.11.1906 |
1.6.1907 |
ок.6,5 |
Хотя контракт на строительство "Nassau" был выдан еще в 1906 году к весне 1907-го (то есть, спустя около десяти месяцев) из Вильгельмсхафена не поступило никаких известий о начале строительства. Это привело к парламентскому запросу в бюджетную комиссию Рейхстага. Вопрос о частных верфях не поднимался, так как им заказы были выданы позже. Но, так как постройка таких крупных кораблей требовала больших предварительных работ по увеличению построечных мест, запрос не возымел никакого действия и закладка первого корабля произошла гораздо позже серийных (по отношению к дате заказа), что ясно видно по таблице. Тем не менее, верфь в Вильгельмсхафене времени даром не теряла. Пока готовился стапель, было произведено накопление металлических конструкций и припасов, выданы заказы на машины и котлы. И когда строительство корабля все же началось, оно было проведено настолько быстро, что "Nassau" через 7,5 месяцев был готов к спуску на воду - раньше, чем остальные корабли. На церемонии спуска присутствовал сам Кайзер Германской империи Вильгельм II, а также Принц Генрих Нидерландский (Prinzgemals Heinrich der Niederlande). В соответствии с немецкими традициями, во время спуска так называемую крестильную речь произнес Обер-Президент земли Нассау фон Хенгштенберг (Ober-Prasident von Hengstenberg), а крестила корабль, разбив бутылку шампанского о форштевень (опять же по немецким традициям это всегда делает женщина) Вел. герцогиня фон Баден, принцесса Нассау (Hilda von Baden). Корабль был назван в честь немецкого герцогства, с 1866 года составлявшего часть прусской провинции Гессен-Нассау. Дальнейшая достройка линкора проходила обычными для немецкого флота темпами, и прошло еще 19 месяцев прежде, чем верфь подготовила корабль к первому выходу в море. Во время достройки имел место неприятный для корабля инцидент - корабль по недосмотру рабочих оказался притопленным кормой и сел на грунт, но через три дня осушен и работы возобновились.