Оглавление

ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ ТИПА "OSTFRIESLAND"

ПРЕДПОСЫЛКИ К ПОЯВЛЕНИЮ КОРАБЛЕЙ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПОСТРОЙКА

1 июня 1906 года, за четыре месяца до готовности британского "Dreadnought's", в Германки приступили к постройке собственного дредноута "Rheinland" - головного в серии кораблей типа "Nassau". А до середины августа были заложены еще три таких же линкора. Таким образом Германия открыла новый этап развития собственных военно-морских сил. Но если раньше, в додредноутовскую эпоху, немцы при всех своих амбициозных взглядах не могли даже помыслить о том, что бы уровняться в количестве линейных кораблей с Королевским британским флотом, то теперь, когда "обесценились" все прежние броненосцы, кайзеровский флот имел реальные шансы стать не просто обычным соперником, а наиболее опасным соперником для "владычицы морей".

В последние два десятилетия перед Первой мировой войной экономика и промышленность Германии достигли исключительного расцвета во всех отраслях. Только национальный доход страны к 1913 году по сравнению с 1895 годом увеличился почти в два раза - с 25 до 43 миллиардов марок. В течение сравнительно короткого времени Германия сделалась крупнейшей промышленной державой и начала собственную борьбу за сферы влияния, колонии и рынки сбыта, Англия, Франция и другие "старые львы" стали сдавать свои позиции. И пожалуй наиболее важной развивающейся отраслью стало производство и потребление черного металла. Если сравнивать развитие тяжелой промышленности Германии и Англии, то цифры в буквальном смысле поражают. Так например, увеличение добычи железной руды в период с 1895 до 1913 года увеличился на 192% (в Англии на 27%), потребление руды на 290% (в Англии на 36%), выплавка чугуна на 249% (в Англии на 33%), производство железа и стали на 262% (в Англии на 131%). Одновременно большие темпы отмечались и а других отраслях, но именно развитие тяжелой металлургической промышленности позволило Германии разрабатывать и выполнять свои знаменитые "Новеллы о флоте".

Проведению морской политики Тирпица ничто не препятствовало. Назначенный в 1337 году морским министром уроженец Пруссии Тирпиц усиленно стал проводить в жизнь собственные идеи превращения Германии в великую морскую державу ("Eine Seemacht"). Основой этой политики стали взгляды Тирпица на возможности достижения владения морем. По его мнению единственным способом успеха мог стать эскадренный бой в открытом море двух флотов противников, представлявших собой сосредоточение боевой мощи флотов. А коли так, то именно бой следует считать основной целью всей стратегия флота, и по отношению к этой цели всё остальное ставилось в зависимость эскадренному бою. Таким образом, основа флота - линейные корабли - должны были служить только одной цели - возможности продолжения боя при любых обстоятельствах. Исходя из этого были разработаны технические и боевые требования к кораблям, через которые красной нитью проходила идея превосходства каждого отдельного корабля над кораблем противника. "В морском бою корабль сражается против корабля, поэтому с точки зрения техники более решающим является сосредоточение мощи в каждом одиночном корабле, чем наличие большого числа кораблей". Обеспечивать же необходимое превосходство над кораблем противника по мнению Тирпица можно было только в одном случае - корабль должен уничтожить плавучесть или остойчивость вражеского корабля, сохранив собственную плавучесть и остойчивость, Свою мысль Тирпиц формулировал так: "Пока поврежденный корабль еще сохраняет плавучесть, он представляет некоторую боевую ценность и может быть позже легко восстановлен. Таким образом, конечной мыслью является нанесение повреждения кораблю противники ниже, его ватерлинии, в то время как обеспечение плавучести своего корабля является основным назначением всех защитных устройств и мероприятий. Высшим качеством корабля следует считать его способность сохранения плавучести в вертикальной плоскости и продолжение боя при этом". На решении такой задачи и были сосредоточены все усилий немецких корабельных инженеров.

Работы велись в самых разных направлениях - создание новых марок стали и брони, опыты с моделями и со старыми кораблями, оценка защитных свойств угля и нефти, разработка новых систем разделения на отсеки, применение противоминных переборок, методы осушения отсеков, системы контрзатоплений, способы защиты от огня и взрывов, использование новых видов боеприпасов и многое другое. Одновременно с решением чисто технических проблем создавалась и промышленная инфраструктура, При поддержке правительства были организованы крупнейшие кораблестроительные центры в Киле, Гамбурге, Бремене, Данциге и Вильгельмсхафене. Создавались всевозможные условия для быстрого развития как правительственных верфей, так и частных предприятий. Персоналом заводов и верфей была предоставлена возможность повышения квалификации. Результаты всех этих и других подобных мероприятий не замедлили сказаться и были успешно продемонстрированы перед всем миром в годы Первой мировой войны, Живучесть немецких кораблей оказалась настолько совершенна, что вызывала восхищение даже у противника.

Одновременно решались и политические задачи. Тирпиц уделил большое внимание популяризации идеи создания морской державы. Росла пропаганда "Лиги флота", основанной в 1898 году. Тирпиц лично заручился поддержкой многих влиятельных лиц, включая самого "железного канцлера" Бисмарка. Уже в 1897 году Тирпиц добился принятия первого "Закона о флоте". А 14 июля 1900 года был принят несколько измененный основной "Закон о флоте", в котором предусматривалось к 1920 году иметь 34 линейных корабля. Этот закон, с внесением таких называемых "Новелл о флоте" 1906 и 1908 года, стал основанием для строительства мощного флота, в будущем ставшего основным соперником Британии на море. Строительство кораблей велось небывалыми для немецкой промышленности темпами. В соответствии с законами о флоте дредноуты закладывались по три-четыре корабля сразу. В некоторые периоды одновременно в разных стадиях постройки на верфях находилось до десяти дредноутов, при этом срок их постройки составлял в среднем два с половиной - три года. И пожалуй одним из наиболее важных достижений сравнительно молодой немецкой судостроительной промышленности стало то, что она смогла справиться с такими весьма высокими темпами пополнения флота, не теряя при этом а качестве работ, В этом отношении в качестве яркого подтверждения интересно привести следующий факт - британский "Dreadnought" по готовности превысил фактическую осадку на 1,5 фута от проекта, в то время как немцы добились того, что осадка "Nassau" оказалась на целый фут меньше проектной.

Работы на первых четырех кораблях типа "Nassau" начались по бюджетам 1906 и 1907 годов. Количество кораблей в серии основывалась на "Законе о флоте" 1900 года, который предусматривал строительство линкоров в соответствии с формированием эскадр по восемь кораблей (четыре эскадры и два отдельных флагманских корабля). Каждая эскадра включала по две дивизии из четырех линкоров. Такой порядок был определен Тирпицем после проведения ряда специальных маневров, во время которых были разработаны специальные тактические построения и эволюции. Тогда были решительно отброшены все прежние разнообразные строи (клин, квадрат, ромб и другие), а нормальным боевым строем германского флота признали кильватерную колонну. Исходя из этого был определен состав эскадр и дивизий. Корабли типа "Nassau" составляли одну полную дивизию, в другую должны были войти четыре новых корабля. В соответствии с "Новеллой о флоте" 1908 года, определившей сроки службы кораблей и порядок замены а строю флота устаревших, в 1908, 1909 и 1910 годах предполагалась ежегодная закладка на стапелях по три линейных корабля. Новая "четверка" должна была заменить в составе флота старые корабли, отслужившие свой срок - броненосный корвет "Oldenburg" и броненосцы береговой обороны "Siegfrid", "Beowulf" и "Fritjof". Соответственно с этим в бюджетных документах (и во время постройки на стапеле) они имели временные наименования, во время спуска на воду замененные на настоящие. Ассигнования на начало строительства выделялись по бюджету 1909 года (три корабля) и 1910 года (один корабль).

Оглавление