Оглавление

Дредноуты типа "Ostfriesland" не являлись чем-то особенным в сравнении со своими предшественниками - кораблями типа "Nassau". Проект линкоров типа "Ostfriesiand" был разработан проектным бюро Имперского морского ведомства в 1907-1908 годах. За прототип был принят "Nassau". Основным отличием нового проекта, помимо большей величины корпуса, являлось увеличение калибра до 305 мм и изменение размещения энергетической установки, при том, что а качестве главных механизмов оставались все те же поршневые машины - немецкий флот испытывал трудности с поставками турбин требуемой мощности, так как к нужному времени только одна немецкая фирма наладила изготовление турбин, и они требовались для строящихся линейных крейсеров. Другие отличия проектов будут рассмотрены в соответствующих главах. Если принять во внимание увеличение водоизмещения новых, линкоров, общая стоимость линейных кораблей возросла незначительно.

СТОИМОСТЬ ПОСТРОЙ^ ДРЕДНОУТОВ

"Helgoland"

46.196

тысяч золотых марок

"Ostfriesland"

43.579

тысяч золотых марок

"Thuringen"

46.314

тысяч золотых марок

"Oldenburg"

45.801

тысяч золотых марок

ПОСТРОЕЧНЫЕ ДАННЫЕ ДРЕДНОУТОВ

Дредноут

Верфь - строитель

Стр.№

Заложен

Бюджетное имя

Сп. на воду

Готовность

"Helgoland"

"Howaldswerke" (Киль)

500

24.12.1908

"Ersatz Siegfrid"

25.09.1909

23.08.1911

"Ostfriesland"

"Kaiserliche Werft" (Вильгельмсхафен)

31

19.10.1908

"Ersatz Oldenburg"

30.09.1909

01.08.1911

"Thuringen"

"A.G.Weser" (Бремен)

166

02.11.1908

"Ersatz Beowulf"

27.11.1909

01.07.1911

"Oldenburg"

"Friedrich Schichau" (Данциг)

828

01.03.1909

"Ersatz Fritjof"

30.06.1910

01.05.1912

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ДРЕДНОУТОВ. КОРПУС И ОБЩАЯ КОНСТРУКЦИЯ

КОРПУС

Корпус новых линкоров представлял собой несколько увеличенный в размерах корпус предыдущих дредноутов. В этом нет ничего удивительного - расположение артиллерии оставалось прежним, а различий в размещении энергетической установки не были особенно заметны из-за принятой достаточно большой ширины. Проектированием корабля руководил главный строитель имперского флота Бюркнер (Bürkner). Величина корпуса и его размеры определялись основными требованиями флота - строгое ограничение осадки, размещение орудийных башен с 305-мм орудиями и обеспечение достаточно большой глубины конструктивной защиты. Учитывая увеличение водоизмещения на 20% (4 тысячи тонн) и длины на 21 метр для сохранения прежней осадки конструкторы пошли на увеличение ширины почти на 2 метра, при этом отношение L/B увеличилось незначительно и составило 5,84.

Требование сохранения осадки в полном грузу не более 8,9 метра, как и в случае с "Nassau", оставалось очень строгим, но иначе быть не могло. Помимо ограниченных глубин Кильского канала имелись и иные трудности. Выходы из немецких баз в Северном море шли через песчаные бары, которые можно было пройти лишь во время высоких приливов. Поврежденный же корабль мог попасть в базу только если он будет сильно облегчен, как это в будущем произошло с "Seydlitz" после Ютландского сражения. Германские проектировщики не могли забывать эти условия, которые не лимитировали размеры английских дредноутов. Позже, во время войны в некоторых случаях (как например 28 августа 1914 года) основные силы флота не могли вовремя оказать, помощь кораблям в Гельголандской бухте в случае их стычки с противником.

Корпус сохранил гладкопалубную архитектуру со спардеком в средней части и небольшой седловатостью. Форштевень имел незначительный подъем - верхняя палуба поднималась над ватерлинией в носу на 6,38 метра, в корме - на 5,37 метра. Среднюю высоту борта оставили примерно как на "Nassau", считалось, что ее вполне достаточно для нормальной мореходности в штормовых условиях Атлантики и Северного моря. Размеры корпуса приведены далее.

Водоизмещение нормальное

22.808 тм.

Водоизмещение полное

24.700 тм.

Вместимость по проекту

12.915 BRT/7965 NRT

Длина по конструктивной ватерлинии

166,55 м

Длина между перпендикулярами

157,40 м

Длина наибольшая

167,20 м

Ширина наибольшая по КВЛ (по 62-му шпангоуту)  без противоторпедных сетей

28,5 м

Осадка порожнего корабля

8,07 м

Осадка при нормальном водоизмещении (по КВЛ)

8,232 м

Осадка носом / кормой при полном водоизмещении

8,68/8,94 м

Высота борта на миделе (по 62-му шпангоуту)

13,58 м

Когда в 1920-1921 годах в Соединенных Штатах "Ostfriesland" был подвергнут бомбардировкам а воздуха он показал весьма хорошую живучесть и способность к сопротивлению взрывам, лишний раз доказав насколько тщательно подходили немцу к обеспечению непотопляемости и живучести кораблей.

Конструкции корпуса изготовлялись из мягкой сименс-мартеновской стали (так называемая судостроительная сталь - Siemens-Martin-Flusseisen). Листы днищевой и бортовой обшивки также изготовлялись из стали.

Набор корпуса включал 137 шпангоутов (6 минусовых, "нулевой" по оси баллера руля и 130 плюсовых). Шпация равнялась 1,2 метра. Нумерация шпангоутов, переборок и отсеков шла из кормы к носу. Продольная прочность обеспечивалась вертикальным килем и девятью стрингерами с каждого борта, промежуток между которыми равнялся 2,1 метра. Стрингеры I!, V и VII выполнялись водонепроницаемыми. Дополнительную продольную прочность борту придавал броневой шельф и продольные переборки. Помимо этого конструкция корпуса предполагала наличие доковых килей. Внешние доковые кили были устроены между 23 и 100 шпангоутами под стрингером V каждого борта, внутренние - между 45 и 80 шпангоутами под стрингером II, а также в оконечностях под средним килем между 7-29 и 95-127 шпангоутами. В районе носовой надстройки и тяжелой боевой рубки (между 55 и 75 шпангоутами) побортно имелись также рамные внутренние кили высотой 1 метр в середине и 1,25 метра по краям. Пустоты между конструкциями боковых и доковых килей заполнялись деревом и специальным корабельным цементом.

Оглавление

Hosted by uCoz