Дредноуты типа "Ostfriesland" не являлись чем-то особенным в сравнении со своими предшественниками - кораблями типа "Nassau". Проект линкоров типа "Ostfriesiand" был разработан проектным бюро Имперского морского ведомства в 1907-1908 годах. За прототип был принят "Nassau". Основным отличием нового проекта, помимо большей величины корпуса, являлось увеличение калибра до 305 мм и изменение размещения энергетической установки, при том, что а качестве главных механизмов оставались все те же поршневые машины - немецкий флот испытывал трудности с поставками турбин требуемой мощности, так как к нужному времени только одна немецкая фирма наладила изготовление турбин, и они требовались для строящихся линейных крейсеров. Другие отличия проектов будут рассмотрены в соответствующих главах. Если принять во внимание увеличение водоизмещения новых, линкоров, общая стоимость линейных кораблей возросла незначительно.
СТОИМОСТЬ ПОСТРОЙ^ ДРЕДНОУТОВ
"Helgoland" |
46.196 |
тысяч золотых марок |
"Ostfriesland" |
43.579 |
тысяч золотых марок |
"Thuringen" |
46.314 |
тысяч золотых марок |
"Oldenburg" |
45.801 |
тысяч золотых марок |
ПОСТРОЕЧНЫЕ ДАННЫЕ ДРЕДНОУТОВ
Дредноут |
Верфь - строитель |
Стр.№ |
Заложен |
Бюджетное имя |
Сп. на воду |
Готовность |
"Helgoland" |
"Howaldswerke" (Киль) |
500 |
24.12.1908 |
"Ersatz Siegfrid" |
25.09.1909 |
23.08.1911 |
"Ostfriesland" |
"Kaiserliche Werft" (Вильгельмсхафен) |
31 |
19.10.1908 |
"Ersatz Oldenburg" |
30.09.1909 |
01.08.1911 |
"Thuringen" |
"A.G.Weser" (Бремен) |
166 |
02.11.1908 |
"Ersatz Beowulf" |
27.11.1909 |
01.07.1911 |
"Oldenburg" |
"Friedrich Schichau" (Данциг) |
828 |
01.03.1909 |
"Ersatz Fritjof" |
30.06.1910 |
01.05.1912 |
Корпус новых линкоров представлял собой несколько увеличенный в размерах корпус предыдущих дредноутов. В этом нет ничего удивительного - расположение артиллерии оставалось прежним, а различий в размещении энергетической установки не были особенно заметны из-за принятой достаточно большой ширины. Проектированием корабля руководил главный строитель имперского флота Бюркнер (Bürkner). Величина корпуса и его размеры определялись основными требованиями флота - строгое ограничение осадки, размещение орудийных башен с 305-мм орудиями и обеспечение достаточно большой глубины конструктивной защиты. Учитывая увеличение водоизмещения на 20% (4 тысячи тонн) и длины на 21 метр для сохранения прежней осадки конструкторы пошли на увеличение ширины почти на 2 метра, при этом отношение L/B увеличилось незначительно и составило 5,84.
Требование сохранения осадки в полном грузу не более 8,9 метра, как и в случае с "Nassau", оставалось очень строгим, но иначе быть не могло. Помимо ограниченных глубин Кильского канала имелись и иные трудности. Выходы из немецких баз в Северном море шли через песчаные бары, которые можно было пройти лишь во время высоких приливов. Поврежденный же корабль мог попасть в базу только если он будет сильно облегчен, как это в будущем произошло с "Seydlitz" после Ютландского сражения. Германские проектировщики не могли забывать эти условия, которые не лимитировали размеры английских дредноутов. Позже, во время войны в некоторых случаях (как например 28 августа 1914 года) основные силы флота не могли вовремя оказать, помощь кораблям в Гельголандской бухте в случае их стычки с противником.
Корпус сохранил гладкопалубную архитектуру со спардеком в средней части и небольшой седловатостью. Форштевень имел незначительный подъем - верхняя палуба поднималась над ватерлинией в носу на 6,38 метра, в корме - на 5,37 метра. Среднюю высоту борта оставили примерно как на "Nassau", считалось, что ее вполне достаточно для нормальной мореходности в штормовых условиях Атлантики и Северного моря. Размеры корпуса приведены далее.
Водоизмещение нормальное |
22.808 тм. |
Водоизмещение полное |
24.700 тм. |
Вместимость по проекту |
12.915 BRT/7965 NRT |
Длина по конструктивной ватерлинии |
166,55 м |
Длина между перпендикулярами |
157,40 м |
Длина наибольшая |
167,20 м |
Ширина наибольшая по КВЛ (по 62-му шпангоуту) без противоторпедных сетей |
28,5 м |
Осадка порожнего корабля |
8,07 м |
Осадка при нормальном водоизмещении (по КВЛ) |
8,232 м |
Осадка носом / кормой при полном водоизмещении |
8,68/8,94 м |
Высота борта на миделе (по 62-му шпангоуту) |
13,58 м |
Когда в 1920-1921 годах в Соединенных Штатах "Ostfriesland" был подвергнут бомбардировкам а воздуха он показал весьма хорошую живучесть и способность к сопротивлению взрывам, лишний раз доказав насколько тщательно подходили немцу к обеспечению непотопляемости и живучести кораблей.
Конструкции корпуса изготовлялись из мягкой сименс-мартеновской стали (так называемая судостроительная сталь - Siemens-Martin-Flusseisen). Листы днищевой и бортовой обшивки также изготовлялись из стали.
Набор корпуса включал 137 шпангоутов (6 минусовых, "нулевой" по оси баллера руля и 130 плюсовых). Шпация равнялась 1,2 метра. Нумерация шпангоутов, переборок и отсеков шла из кормы к носу. Продольная прочность обеспечивалась вертикальным килем и девятью стрингерами с каждого борта, промежуток между которыми равнялся 2,1 метра. Стрингеры I!, V и VII выполнялись водонепроницаемыми. Дополнительную продольную прочность борту придавал броневой шельф и продольные переборки. Помимо этого конструкция корпуса предполагала наличие доковых килей. Внешние доковые кили были устроены между 23 и 100 шпангоутами под стрингером V каждого борта, внутренние - между 45 и 80 шпангоутами под стрингером II, а также в оконечностях под средним килем между 7-29 и 95-127 шпангоутами. В районе носовой надстройки и тяжелой боевой рубки (между 55 и 75 шпангоутами) побортно имелись также рамные внутренние кили высотой 1 метр в середине и 1,25 метра по краям. Пустоты между конструкциями боковых и доковых килей заполнялись деревом и специальным корабельным цементом.