(Карьеры кораблей приведены по немецким источникам)
В течение 1908 года первые немецкие дредноуты типа «Nassau» оставили стапеля и оказались на плаву. Но еще задолго до проведения их официальных испытаний, в конце 1908-го - начале 1909 годов на стапелях была заложена «четверка» линейных кораблей новой серии, проект которых был разработан в 1907-1908 годах на базе предыдущих линкоров. Помимо увеличения водоизмещения примерно на 4000 тонн, эти корабли отличались от своих предшественников, прежде всего, более мощным артиллерийским вооружением с увеличением главного калибра, несколько улучшенным бронированием и кардинально измененной энергетической установкой, из-за чего претерпел изменения и силуэт корабля, - в частности, корабли имели не две, а три дымовых трубы.
Линейные корабли типов «Nassau» и «Helgoland» (Тип «Helgoland» - это все тот же тип, который в предыдущих частях назывался тип «Ostfriesland», прим. ВВС) в годы Первой мировой войны входили в состав одной линейной эскадры, что было обусловлено схожестью проектов как по конструкции, так и по заложенным в них принципам тактического использования. Карьера этих линкоров оказалась весьма короткой. Вместе с другими кораблями, они разделили судьбу немецкого флота, капитулировавшего в конце 1918 года, были разделены между флотами стран союзников-победителей, но уже вскоре после этого были исключены из списков флотов и сданы на слом.
Рассказ о карьерах линейных кораблей этой серии будет начат с «Ostfriesland», который был заложен на стапеле первым из кораблей этого типа, и впоследствии стал флагманским кораблем как дивизии линкоров этой серии, так и флагманом всей 1-й линейной эскадры - хотя головным кораблем серии (по времени вступления в строй) являлся «Thüringen».
ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «OSTFRIESLAND»
Название Остфрисланд (дословно - восточная земля фризов) в Германии носит территория (земля) между Dollart'ом (устье реки Ems) и Oldenburg'oм. С 1866 года она стала частью прусской провинции Hannover, а после 1945 года - частью Федеральной Земли Нижняя Саксония (Niedersachsen).
Этот линейный корабль, заложенный на стапеле казенной верфи «Kaiserliche Werft» в Вильгельмсхафене 19 октября 1908 года под именем «Ersatz Oldenburd», был вторым в четверке кораблей этой серии, и отличался от них тем, что с самого начала постройки предполагался к использованию как флагманский корабль штаба эскадры. Строительные чертежи корабля были изменены соответственно этому назначению.
«Ostfriesland» вскоре после вступления в строй
Во время спуска на воду 30 сентября 1909 года линейный корабль был окрещен принцессой Иннхаузен унд Книпхаузен (Prinzess zu Innhausen und Knyphausen) княгиней Остфризской как представительницей старейшего из еще цветущего восточнофризского дворянского рода, и получил имя «Ostfriesland». 1 августа 1911 года на корабле был поднят военно-морской флаг. Основу экипажа нового дредноута составила команда списанного старого броненосца «Meklenburg». Во главу экипажа был назначен капитан 1-го ранга Энгельгард (Kapitan zur See Walter Engelhardt), который командовал линкором до августа 1915 года. Официальные ходовые испытания были окончены уже 15 сентября, а 22-го «Ostfriesland» присоединился к 1-й линейной эскадре. Поразительно короткий период ходовых испытаний линкора «Ostfriesland» (а также «Helgoland» и «Thüringen») без сомнений объясняется достаточно напряженным внешнеполитическим положением в Европе, в обстановке которого желание ввести в строй наиболее мощные корабли вполне понятно.
После интенсивной одиночной боевой подготовки линкор уже с ноября 1911 года участвовал в эскадренных и флотских учениях и к весне 1912 года считался уже полноценной боевой единицей. 29 апреля 1912 года начальник 1-й линейной эскадры вице-адмирал Поль (Hugo Pohl) перенес свой флаг с линкора «Westfalen» на «Ostfriesland», который тем самым принял предначертанную ему задачу в качестве флагманского корабля эскадры. В этот период эскадра включала две дивизии линейных кораблей-дредноутов - 1-ю дивизию в составе линкоров «Ostfriesland» (флагман эскадры), «Thüringen» и «Helgoland», а также намечавшегося к включению в эскадру линкора «Oldenburg» (1.5.1912 вступил в строй, 17.7 присоединился к эскадре) и 2-ю дивизию в составе линкоров «Posen» (флаг младшего флагмана начальника дивизии контр-адмирала Циммермана (Karl Zimmermann), «Rheinland», «Westfalen», «Nassau». К эскадре были прикреплены в качестве посыльного авизо специальное судно «Blitz».
В мае эскадра приняла участие в больших маневрах флота в Немецкой бухте, а в июле-августе в маневрах Флота Открытого моря на Балтике, которые завершились торжественным смотром флота Кайзером. Интересно отметить, что на этом параде представлялся также и воздушный корабль - цеппелин «Hansa».
29 сентября 1912 года вице-адмирал Поль передал руководство эскадрой контр-адмиралу, а с 27 января 1913 года вице-адмиралу фон Лансу (Wilhelm von Lans).