30 января 1913 года командующим кайзеровским Флотом Открытого моря был назначен вице-адмирал фон Ингеноль, который на следующий день поднял свой флаг на линейном корабле «Friedrich der Grosse». Весной 1913 года эскадра в полном составе участвовала в учениях в Северном море, а в мае - во флотских маневрах в Северном море и Скагерраке. В июле-августе в составе флота эскадра приняла участие в ежегодном морском походе к берегам Норвегии. Затем были итоговые годовые маневры в августе-сентябре, и учебное плавание в ноябре в датские воды. За отличные результаты призовых стрельб 1-й эскадры зимой 1912/13 года артиллерийский офицер «Ostfriesland» капитан-лейтенант Беезель (Friedrich Beesel) получил приз Кайзера.
1914 год начался обычными эскадренными учениями вместе с кораблями Флота Открытого моря в марте в Северном море и Западной Балтике. В мае флот провел десантные учения в Апкнрайде (восточное побережье Ютландии, с 1920 года отошел к Дании). Затем летние маневры флота в Немецкой бухте и июльский поход к берегам Норвегии. В конце июля корабли флота (включая «Ostfriesland») посетили норвежские Согне-фьорд и Харфангер-фьорд, однако поход закончился ранее обычного времени из-за обострения политической обстановки - убийства в Сараево австро-венгерского наследника и последовавшего затем ультиматума Сербии. 29 июля 1914 года 1-я линейная эскадра в полном составе, вместе с большими крейсерами, вернулась в Вильгельмсхафен, преждевременно прервав норвежский поход. Остальные корабли флота ушли в Киль. В базе вице-адмирал фон Ланс, как старший по службе начальник эскадры, в согласии с начальником базы вице-адмиралом фон Кросигом (von Krosigk) с 30 июля приступил к реализации предварительных охранных мероприятиях для водного района базы и Немецкой бухты (Deutschen Bucht) Северного моря. При этом фон Ланс и Первый офицер его штаба корветен-капитан Вегенер (Wolfgang Wegener), с некоторым противодействием к принятой официальной направленности высшего морского командования, считали и настаивали на усилении действий на Балтике.
ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «HELGOLAND»
Корабль был назван в честь довольно небольшого по площади, но весьма важного в стратегическом отношении скалистого острова в Немецкой бухте (Deutschen Bucht) Северного моря. Первоначально остров был населен представителями племен кимбров (Cimbern) и фризов (Friesen), затем на нем поселились норманы (Normannen), и через некоторое время он оказался присоединенным к территориям герцогства Schleswig-Holstein. С 1714 года остров стал датской территорией, с 1814 года принадлежал Британии. В 1890 году передан Великобританией Германской Империи в ответ на обширные уступки в Восточной Африке.
Заложенный осенью 1908 года на стапеле верфи «Howaldswerke» в Киле как корабль-замена под именем «Ersats Siegfried» он стал головным кораблем этой серии линкоров. При спуске на воду 25 сентября 1909 года корабль получил название «Helgoland». Kpecтительную речь произнес глава герцогской династии Schleswig-Holstein-Augustenburg и брат императрицы Августы Виктории (Augusta Victoria) герцог Ernst Gunther. Бутылку шампанского о форштевень корабля разбила его супруга.
«Ostfriesland» вскоре после вступления в строй
После непродолжительных швартовых испытаний на линкоре 23 августа 1911 года был поднят военно-морской флаг, и корабль был зачислен в строй кайзеровского флота. Командиром экипажа линкора был назначен капитан 1-го ранга Гедеке (Kapitan zur See Gadeke), которого уже в сентябре того же года сменил капитан 1-го ранга фон Дельвиг цу Лихтенфельс (Kapitan zur See von Dalwigk zu Lichtervfels). Поскольку вступление корабля в строй произошло раньше предусмотренного графиком и официально объявленного срока, этот акт некоторое время сохранялся в тайне, а сама церемония прошла весьма просто и без излишних торжеств. Причиной такой таинственности стал еще не затихнувший Марокканский кризис, возможного обострения которого не желали немецкие политики.
19 декабря 1911 года окончились предварительные заводские испытания, и 20 декабря находившийся в Вильгельмсхафене «Helgoland» был зачислен в состав 1-й линейной эскадры, заменив в ее составе более старый линкор-додредноут «Hannover». Линкор, проходивший программу боевой подготовки, уже в марте 1912 года принял участие в общефлотских маневрах, за которыми последовал морской поход вдоль балтийского побережья Германии. Этот поход, предполагавшийся окончиться у берегов Норвегии стал известен тем, что был прерван из-за обострившейся политической напряженности. В ноябре того же года линкор в составе большей части флота проводил тренировки в Северном море и проливах Skagerrak и Kattegat.
Во время весенних учений и маневров 1913 года, мало отличавшихся от аналогичных предыдущего года, линкор наконец-то смог посетить норвежские порты. 23 мая «Helgoland» принял участие в церемонии открытия мемориального знака на острове Гельголанд, посвященного немецким морякам, погибшим на своих кораблях в Северном море во время катастроф - миноносцы «G-171» (14 сентября 1912 года в столкновении с линкором «Zahringen», погибли 7 человек) и «S-178» (4 марта 1913 года в столкновении с крейсером «York», погибли 69 человек, позже поднят), а также подъемное судно «Unterelbe» и дирижабль «L-1».